Четверг, 29 января 2015 21:53

Васильковский Сергей Иванович



Когда родился: 19 октября

Где родился: Изюм

Когда умер: 8 октября

Где умер: Харьков

Подданство: Российская империя

Где учился: Императорская Академия художеств

малая серебряная медаль Императорской Академии Художеств
Подпись:




Биография

«Чумацкий Ромодановский шлях»

«Мельницы»

«Весенний день на Украине»

«Сторожа Запорожских вольностей»

«Запорожец в дозоре»

«Околица»

«Казак в степи. Тревожные знаки»

Четверг, 29 января 2015 21:53

Васильев Фёдор Александрович



Когда родился: 10 22 февраля

Где родился: Гатчина

Когда умер: 24 сентября 6 октября

Где умер: Ялта

Страна: Российская империя

Жанр: живописец-пейзажист
Где учился: Рисовальная школа Общества поощрения художников,
Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: реализм



Биография

Фёдорвей Васильев родился 10 февраля 1850 года в городке Гатчине (сейчас Ленинградская область) в семье маленького почтового бюрократа из Петербурга.

Крамской И. Н. Портрет художника Ф. А. Васильева, 1871

В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья за месяц. С ранешнего юношества проявлял возможности и энтузиазм к рисованию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он кооперировал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду узнаваемых живописцев, в особенности сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым потом даже породнился — сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. Принципиальным событием в этот период для молодого художника стала его поездка на полуостров Валаам, где вкупе с И. И. Шишкиным он проработал более 5 месяцев: с июня до глубокой осени 1867 года. В 1869 году свершилась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли подходящую роль в развитии самобытного таланта художника.

В 1870 году Васильев вкупе с живописцами И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по величавой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в округах самарского Ставрополя, напротив Жигулей.. Масса воспоминаний и огромное количество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, более важные из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сходу стала событием российской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем 1-ый вариант, было показано на глобальной выставке 1872 г. в Лондоне.

Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев очень простыл, у него нашелся туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова живописец провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не излечился. Общество поощрения художеств отдало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года собственной жизни. В этот период он создаёт огромное количество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значимые картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Влажный луг» (1872, Третьяковская галерея). Живописец работал много и напряжённо, иногда во вред исцелению. Это не содействовало излечению и привело к трагическому концу.

Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.

Творчество

См. также: Перечень картин Фёдорвея Александровича Васильева Галерея

Оттепель, 1871

После дождика. Проселок. 1867-1869

Кучевое скопление. 1860

Кроны деревьев. 1867

Кирпичный завод. 1869. Государственный музей искусств Азербайджана (Баку)

Память

Памятник-бюст в Ялте

Могила художника в Ялте на Поликуровском кладбище

Картина «Деревенская улица» на почтовой марке СССР 1975 года

Литература

Памятная монета Банка Рф, посвящённая 150-летию со денька рождения Ф. А. Васильева. 2 рубля, серебро, 2000 год Васильев Ф. Письма и документы / Вступительная ст. и подготовка писем к печати А. А. Фёдорова-Давыдова. М., 1937 Фёдоров-Давыдов А. Фёдорвей Александрович Васильев. 1850 ― 1873. М.; Л., 1947 Мальцева Ф. С. Фёдорвей Александрович Васильев. 1850 ― 1873. Жизнь и творчество. М., 1984 Приселков С. В. Картинки Ф. А. Васильева // Труды всероссийской Академии художеств. Л.; М., 1947.Вып. 1. С. 185 ― 198 Виннер А. Техника живописи Ф. Васильева // Живописец. 1962. № 6. С. 23 ― 26 Новоуспенский Н. Н. Фёдорвей Александрович Васильев. Альбом. М., 1991 Смольников И. Ф. Маленькая заря. Повесть о Ф. Васильеве. Л., 1962 Плясов Н. Ф. «Два портрета» (М.Волошин. Ф.Васильев. Очерки). «Таврия». Симферополь. 1995. Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только царствуй. — М-СПб: Центрполиграф, 2012. — 558 с — ISBN 978-5-227-03730-5

Памятник-бюст в Ялте

Могила художника в Ялте на Поликуровском кладбище

Картина «Деревенская улица» на почтовой марке СССР 1975 года

Четверг, 29 января 2015 21:53

Варнек Александр Григорьевич



Когда родился: 1742

Когда умер: 1843


Оказал влияние на: Живаго, Семён Афанасьевич




Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Валтер Янис Теодорович



При рождении был назван (первое имя): латыш.

Когда родился: 10 22 января

Где родился: Елгава

Когда умер: 20 декабря

Где умер: Берлин

Гражданство: Российская империя

Жанр: реализм

Где учился: Императорская Академия художеств




Биография

Янис Валтер родился в семье балтийского немца негоцианта и ратмана Теодора Валтера и его супруги (до замужества Kurau), был одним из 5 деток. В 1880 — 1888 годах обучался в средней школе Митавы, где учителем рисования был Kурт Вишнер (латыш. Kurt Vīsners). Сразу посещал студию художника Юлиуса Деринга (латыш. Julius Döring) и брал уроки игры на скрипке. В 1889 — 1897 годах Валтер обучался в Академии художеств в Петербурге у А. Д. Кившенко и В. Е. Маковского. Получил степень художника — живописца за дипломную работу «На рынке» (1897). Был членом кружка латышских живописцев «Rūķis» («Гном»).

В Германии

После погибели родителей и потрясений вызванных революцией 1905 года в Рф Валтер в 1906 году навечно уехал в Германию. Он получил приглашение барона Паула фон Шлиппенбаха (нем. Paul von Schlippenbach (1869 Olai bei Mitau - 1933 Berlin) ), который тоже был художником, и поселился в Дрездене где жил до 1917 года, потом переехал в Берлин. Посреди обстоятельств побудивших Валтера к эмиграции также именуют развод с супругой и нехорошее отношение общества, а именно из-за петиции царю которую он подписал вместе с другим выдющимся художником Латвии - Вильгельмом Пурвитисом. Картины соданные в Германии Валтер подписывал двойной фамилией "Walter-Kurau". В Германии у Валтера была целая плеяда учеников позднее получивших известность: Hans Zank (1889-1967), Willi Gericke (1895-1970), Ilse Heller-Lazard (1884-1934), Eva Langkammer (1888-1956), Else Lohmann (1897-1984), Minna Köhler-Roeber (1883-1957). Один из его учеников — Otto von Kursell — позднее стал ректором Берлинской академии искусств.

Творчество

Голая натурщица стоя. (около 1932) Масло, 28 х 24 см

Из ранешних произведений Валтера получили известность жанровые городские сценки и народные типажи — «На рынке» (1897), «Крестьянская девочка» ( около 1905), «Сирота» (1907) . Валтер также писал пейзажи в реалистической манере. В более поздние годы в работах Валтера приметно воздействие германского экспрессионизма. В живописи Валтера можно узреть его увлечение музыкой, он сам учился игре на скрипке и его 2-ая супруга была скрипачка. Широкую известность в Латвии получила картина Валтера «Купающиеся мальчики»

Произведения художника находятся в коллекциях Латвийского государственного художественного музея, музее городка Кулдига, Тукумском музее.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Быковский Николай Михайлович



Когда родился: 25 ноября

Где родился: Российская империя

Когда умер: 1917

Где умер: Российская империя

Подданство: Российская империя


Биография

Родился 25 ноября 1834 года, отпрыск академика архитектуры М. Д. Быковского.

Получил образование в Столичном училище живописи и ваяния в 1850-х годах. Посреди педагогов наибольшее внимание Быковского вызывал М. И. Скотти, живописец, академик, работавший в разных жанрах изобразительного искусства. Под его управлением Быковский получил от Академии художеств Санкт-Петербурга за одну из собственных ученических работ малую серебряную медаль, а в 1857 году — за «Портрет старика» — звание свободного художника.

Некое время Быковский посещал классы Академии художеств, но потом уехал в Италию, где в Риме в то время жил его учитель М. И. Скотти, советами которого воспользовался живописец. Свои работы Быковский высылал в Петербург, в Академию художеств.

В 1864 году за картину «Маргарита в церкви» (по мотивам «Фауста» И. В. Гете) его удостоили звания потрясающего художника третьей степени. В 1867 году за картину «Сцена из домашнего быта музыканта XVIII века» Быковскому присвоили звание академика. С течением времени Быковский не стал выставляться в Академии художеств; в 1872 году его картина «Семейная сцена» была представлена на II Выставке Приятельства передвижных художественных выставок, а в 1882 году — на всероссийской выставке в Москве живописец был представлен картинами «Семейная сцена» и «Вдова».

Погиб в 1917 году.

Труды

Работы Н. М. Быковского имеются в Гос Третьяковской галерее и музее-заповеднике «Абрамцево».

Четверг, 29 января 2015 21:53

Бурухин Иван Данилович



Когда родился: 5 мая

Когда умер: 19 июня

Где умер: Российская империя

Происхождение: сын вольноотпущенного крепостного

Подданство: Российская империя

Жанр: историческая и портретная

Где учился: Императорская Академия художеств

В каком стиле писал: академизм

Биография

Четверг, 29 января 2015 21:53

Буров Фёдор Емельянович



Когда родился: 12 мая

Где родился: Фёдоровка

Когда умер: 16 апреля

Где умер: Самара

Страна: Российская империя

Жанр: живопись

Где учился: Императорская Академия художеств

Cамые известные картины: Шлиссельбургский узник
Портрет художника К. Н. Воронова
На него(неё) оказали влияние школа: А. П. Боголюбов


Оказал влияние на: К. С. Петров-Водкин




Биография

Родился в семье управляющего имением Бахметьевых в 1845 году. В почти всех источниках годом рождения указан как 1843, но поздние краеведческие исследования проявили, что более возможен конкретно 1845 год. Потом отец переехал в Москву.

18 сентября 1859 года в возрасте 14-ти лет Фёдорвей Буров поступил в Академию художеств. Его учителями были П. В. Басин, Т. Л. Неффа, П. П. Чистяков. Огромное воздействие оказал А. П. Боголюбов, ставший и наставником и другом.

В 1863 году он получил малую серебряную медаль, в 1865 году — удостоен звания свободного художника и большой серебряной медали, в 1866 году — малой серебряной медалью, в 1867 — большой серебряной медалью.

В 1869 году обучение в Академии было окончено, но не окончено самообразоване художника. В 1873 году ему было присвоено звание потрясающего художника 2-ой степени. Его картины выставлялись на Всероссийской художественной выставке 1882 года в Москве, на выставках Саратовского общества роскошных искусств.

«Шлиссельбургский узник»

В 1885 году за картину по историческому сюжету «Шлиссельбургский узник» Фёдорвею Бурову было присвоено звание потрясающего художника 1 степени. Картина сейчас находится в собрании Российского музея.

Буров много путешествовал по стране и миру, жил в Париже, где познакомился с И. С. Тургеневым и написал с него портрет. Был близок с И. Е. Репиным, М. А. Антокольским, В. В. Верещагиным, В. Д. Поленовым, К. А. Савицким.

Сначала 1890-х годов Буров обратился к саратовским городским властям с просьбой о содействии открытии рисовальной школы, но не нашёл осознания. Тогда в 1891 году он возвратился в родные края и с этим же предложением обратился к властям Самарской губернии. Скоро он получил разрешение на открытие «Классов живописи и рисования» с трёхгодичным обучением по программке своей разработки.

Художественную мастерскую Буров расположил на верхнем этаже дома по улице Базарной в светлых и просторных комнатах. В ней работало 10 начинающих живописцев, посреди которых было две дамы. В то же время семья самого художника располагалась в этом же доме в комнатах, выходящих во двор.

Состав учащихся был очень различным, но в главном из людей непривилегированных сословий: ремесленники, прислуга, фермеры. По воззрению Бурова художественные школы развивают «вкус, другими словами понятие о прелестной форме… порождают новые уникальные мысли… помогают развитию возможностей и нередко талантов из полупривилегированного сословия, из обычного народа и не дают погибать им вдалеке от столицы».

Кроме рисовальной школы Фёдорвей Емельянович организовал кружок из местных самарских живописцев, который явился зачинателем и организаторов первых художественных выставок в Самаре. Позже эти выставки показывались и в Оренбурге, Симбирске и Сызрани. Квартира художника становится центром общения самарской интеллигенции, сначала из художественной среды.

Посреди знакомых Фёдорвея Бурова в этот период можно именовать и В. И. Ленина, который из любопытства тормознул у дверей художественной мастерской, а живописец пригласил его зайти. После чего Ленин время от времени входил в мастерскую, потому что она находились как раз около строения городского суда, где он работал.

Но вещественное положение Бурова было очень тяжёлым. Содержать школу на собственные средства было очень затратно. Он не один раз обращался за вещественной поддержкой в Самарскую городскую Думу и к местному купечеству, но не преуспел. Воззвание в Академию художеств, с просьбой включить школу в перечень учебных заведений, находящихся на муниципальном финансировании также не принесло результатов. Его ученик Н. 3. Котельников вспоминал: «Он выбивался из сил, растрачивал на учеников последние средства и терпеливо сражался с нуждой». Схожее существование сказалось на здоровье Фёдорвея Емельяновича. Он захворал туберкулёзом, от которого скончался весной 1895 года.

В последний путь его провожали супруга, ученики и живописцы городка. Как сообщалось в некрологе погребён он был на средства почитателей.

Ученики

Как отмечали, у Бурова талант преподавателя преобладал на талантом творца. Его программка обучения в рисовальной школе подверглась рассмотрению и одобрена в Академии художеств, в неё входили набросок с гипсов и с натуры, живопись в два тона и акварелью, копирование оригиналов, живопись маслом

Невзирая на то, что школа просуществовала достаточно недолго, многие из его учеников потом стали известными живописцами.

В «классах» Бурова учились такие живописцы как Кузьма Петров-Водкин, Константин Горбатов, Жора Подбельский.

Работы

Портрет художника К. Н. Воронова

Фёдорвей Буров предпочитал книжно-исторические сюжеты, многие его ранешние работы были типичными иллюстрациями к историческим изданиям тех пор.

«Шлиссельбургский узник» (1885) (по роману Г. П. Данилевского «Мирович»; «Сцена в тюрьме» (1870) (по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»); «Носильщик» (1872); «Турок» (1873); «Император Петр I посещает в каземате Петропавловской крепости князя Матвея Гагарина» (1880-е); «Урожайный год»; «Дети»; «Счастливая мать»; «Смерть Анны Карениной» (по произведению Л. Н. Толстого); «Александр Невский»; «Смерть Ивана Ильича» (по произведению Л. Н. Толстого); портрет отпрыска декабриста, председателя Самарского окружного суда В. И. Анненкова; портрет дочери самарского городского головы П. В. Алабина А. П. Щербачевой; портрет художника А. И. Синягина; Портрет художника К. Н. Воронова (1890).

После погибели Бурова осталась незаконченной картина «Сцена из болгаро-турецкой войны».

Четверг, 29 января 2015 21:53

Буковецкий Евгений Иосифович



Когда родился: 17 декабря

Где родился: Российская империя

Когда умер: 27 июля

Где умер: СССР

Страна: Российская империя


Биография

Родился 17 декабря 1866 года.

Закончил Одесское реальное училище Св. Петра и Павла и одну из наилучших в Рф — Рисовальную школу одесского общества роскошных искусств у педагогов Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. Потом, проучившись один год в Петербургской Академии художеств, Буковецкий путешествовал по Европе, посещая музеи в Париже и Мюнхене и обучаясь живописи у западных мастеров, а именно в Академии Жюлиана в Париже.

В Одессу он возвратился в 1891 году и с этих пор повсевременно участвовал в выставках южнорусских живописцев. С начала 1890-х годов живописец участвовал в выставках передвижников в Москве и Петербурге. В 1894 году совместно с П. А. Нилусом стал создателем устава Приятельства южнорусских живописцев.

В 1919 году в собственном доме на ул. Княжеской, 27 Буковецкий открыл художественную студию, недолго просуществовавшую. А в 1920-е годы он стал одним из инициаторов сотворения художественного Общества им. К. Костанди.

В 1937 году начал преподавать в Одесском художественном училище.

Погиб 27 июля 1948 года.

Семья Наружные изображения Портрет Александры Митрофановны Буковецкой Первым браком Евгений Буковецкий был женат на В. Прокудиной, эмигрировавшей в 1917 году во Францию совместно с дочерью Ирой Евгеньевной Буковецкой. 2-ой супругой художника в 1923 году стала Александра Митрофановна Алексеева. После погибели супруга Александра Митрофановна жила в коттедже на Княжеской, 27; хранила богатейшее наследство и архив собственного жена до собственной погибели в 1956 году.

Труды

Работы Буковецкого представлены в Одесском художественном музее и ряде личных собраний.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Брюллов Карл Павлович



При рождении был назван (первое имя): Карл Брюллов
Когда родился: 12 23 декабря

Где родился: Санкт-Петербург

Когда умер: 11 23 июня

Где умер: Манциана

Страна: Российская империя Российская империя

Жанр: Историческая живопись

Где учился: Академия художеств
В каком стиле писал: Академизм

Cамые известные картины: «Последний день Помпеи»

На него(неё) оказали влияние школа: Рафаэль


Оказал влияние на: Я. Ф. Капков





Биография

Детские годы. Учёба в Академии

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, педагога в классе орнаментальной статуи петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера маленькой живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей германские корешки (см. о семье Брюлловы). Не считая него, в семье было ещё три отпрыска и две дочери.

С ранешнего юношества, невзирая на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего научить мальчугана живописи, осваивал способности, нужные для будущей профессии: отрисовывал людей и животных в различных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, нередко помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими разными заказами.

В октябре 1809 года мальчишка был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл стремительно зарекомендовал себя блестящим, неоднозначно одарённым учеником, просто справлялся со всеми учебными заданиями, по этому снискал всеобщую любовь. В старших классах парень нередко помогал своим однокурсникам, за маленькую плату правя их экзаменационные работы. В предстоящем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Первой важной работой Брюллова стало полотно «Гений искусства» (1817—1820, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург), сделанное в согласовании с академическими требованиями и признанное Академическим Советом прототипом для копирования. В 1819 году юный живописец сделал ещё одну известную картину «Нарцисс, смотрящийся в воду», которую А. И. Иванов выкупил для собственной коллекции. Сейчас она хранится в Муниципальном Российском музее в Санкт-Петербурге.

1-ое путешествие в Италию. Итальянский период жизни (1823-1835)

В 1821 году Брюллов окончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за какую получил огромную золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Но президент Академии А. Н. Оленин настоял на том, чтоб юный живописец остался в Академии ещё на три года для совершенствования мастерства, назначив ему в наставники не достаточно одарённого и не пользовавшегося авторитетом у студентов художника А. И. Ермолаева. Просьба Брюллова о подмене учителя была отклонена. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. В это самое время на живописца направило внимание не так давно сделанное известными на то время меценатами Общество поощрения живописцев (ОПХ) и, чтоб убедиться в его таланте, предложило ему выполнить несколько работ на программные темы, пообещав взамен оплатить зарубежную поездку. Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полинека» (1821, местопребывание непонятно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования собственного мастерства. Взамен с него бралось обязательство составлять подробные отчёты о собственных впечатлениях и результатах исследования произведений искусства, также предоставлять новые работы. Карл согласился и совместно со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию. В мае 1823 года они прибыли в Рим, посетив по пути Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. Практически сходу после прибытия в Рим живописец получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца.

По прибытии в Италию Брюллов увлёкся жанровой живописью и вместе с картинами на исторические и религиозные сюжеты стал писать работы на данную тему, черпая вдохновение из окружавшей его реальности. Первой успешной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль). Лицезрев её в Петербурге, современники были поражены уникальной трактовкой сюжета и свежестью письма, а правитель Николай I, после того, как ОПХ подарило ему эту картину, пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную к ней картину. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург), но она не приглянулась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему воззрению, сюжета исходя из убеждений высочайшего искусства. В ответ на критику Брюллов в 1829 году порвал дела с ОПХ.

Кроме огромных полотен жанровой живописи, в 1827 году живописец увлёкся созданием акварелей — маленьких по размеру произведений, ставших для мастера успешной возможностью для передачи актуальных наблюдений. Из-за собственной темы эти работы носили заглавие «итальянский жанр», так как в большинстве случаев заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить веселительным и декоративным целям. Но, кроме заказных акварелей, Брюллов писал и полностью самостоятельные работы в этом жанре. Всех их отличали воздушность, солнечность, лёгкость, сюжетная развёрнутость, идилличность, в неких случаях — ироничность создателя над своими героями («Сон монашенки», 1831, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург). Обычно, живописец писал акварели при помощи огромных лаконичных цветовых пятен, достигая выразительности их контрастными сочетаниями. Его 1-ые работы были малофигурны и приемущественно передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва); потом они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830—1833, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в их стал играть пейзаж. Некие акварели были чисто пейзажными («Итомская равнина перед грозой», 1835, Муниципальный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Общим недочетом этих произведений было, пожалуй, только отсутствие психических трактовок в видах, но законы жанра часто и не подразумевали наличие таких в акварелях. Большая часть из их воспевало Италию с её прелестной природой и представляло итальянцев народом, на генном уровне сохранившем древнюю красоту собственных протцов, наделённым врождённой пластикой и грацией движений и поз и живущим по законам красы и эстетики.

Но подлинную славу и популярность в Италии принесли юному художнику его портреты представителей итальянской знати и собственных сограждан. Не последнюю роль в решении Брюллова порвать дела с ОПХ сыграло как раз наличие тогда огромное количество заказов, что позволяло ему обходиться без денежной поддержки со стороны. Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями частей классицизма, реализма и барокко, рвением передать внутреннюю жизнь героев — время от времени через богатство бытовых деталей, призванных полнее раскрыть героев полотен и мир, в каком они живут. Время от времени его работы носили несколько декоративный нрав благодаря подчёркнутой утонченности обстановки и изображённых моделей. Эта особенность сохранилась и на неких портретах позднего периода творчества живописца.

В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний денек Помпеи» (1830—1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. План картины был связан с появившейся тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году вышло извержение Везувия. Для более четкой и полной передачи катастрофы Брюллов кропотливо исследовал бессчетные литературные источники, в каких рассказывалось о старой катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур. Понятно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую живописец изобразил стоя спиной к городским воротам. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Именитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), которой живописец подводил результат своим творческим исканиям, также связаны с этим шагом жизни Брюллова.

Возвращение в Россию. Петербургский период жизни (1836 - 1849)

Картина «Последний денек Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела реальную сенсацию в Европе и Рф. Для российской живописи эта работа стала новшеством сначала из-за сюжета, изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый люд в часы катастрофы. Правитель Николай I, лицезрев картину, пожелал лично созидать Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение ворачиваться на родину. Но перед возвращением живописец принял приглашение графа В. П. Давыдова принять роль в путешествии по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. В Афинах Брюллов тяжело захворал жёлтой лихорадкой, из-за чего был обязан расстаться со своими спутниками. Незначительно оправившись, живописец через Малую Азию отправился в Константинополь, где его ожидало новое предписание правителя немедля прибыть в Петербург, чтоб занять место доктора Императорской Академии художеств. В конце концов в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов возвратился в Петербург. Пребывание в Москве, куда живописец приехал в декабре 1835 года, затянулось на несколько месяцев: Москва встречала Брюллова как героя, устраивая в его честь праздничные приёмы. На одном из таких вечеров живописец познакомился с А. С. Пушкиным. Ещё одним событием стало его знакомство со известным столичным портретистом, бывшим крепостным В. А. Тропининым: ещё в Италии Брюллов был много наслышан о нём. Знакомство переросло в крепкую дружбу: во время собственного пребывания в Москве Брюллов, высоко оценивший как талант и профессионализм художника, так и его личные свойства, нередко посещал Тропинина, не раз пренебрегая еще одним парадным обедом, устроенным в его честь. Но, не считая присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского.

В Петербурге живописца ждал праздничный приём в Академии художеств и триумф «Последнего денька Помпеи». К его приезду картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой, невзирая на то, что получила первую премию на парижском Салоне 1834 года: это была (уже!) эра Делакруа и французского романтизма. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который расположил её в императорский Эрмитаж, а потом подарил Академии художеств. В текущее время она находится в Российском музее.

И стал «Последний денек Помпеи»

Для российской кисти 1-ый денек.

Е. А. Баратынский Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище

С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сходу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (2-ой степени) доктора Академии художеств, доверено управление историческим классом Академии и предложено написать огромную картину на тему из российской истории, утверждённую Академией и одобренной царем, для получения звания старшего доктора. Таковой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—1843, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва). Брюллов и сопровождавший его художник-археолог Ф. Г. Солнцев по приказу правителя посетили Псков, где живописец сделал огромное количество натурных зарисовок и изучал сохранившиеся древности. Но картина так и осталась незаконченной, невзирая на настолько кропотливый подход к её созданию.

В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного престижного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Его перу этого периода принадлежат бессчетные парадные портреты российской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей собственного времени, отличавшиеся более глубочайшей и осмысленной трактовкой вида модели. К числу более успешных и узнаваемых работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837—38), И. А. Крылова (1839, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое заглавие картины «Маскарад») (1839, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург) и многие другие; к этому же времени относится и создание известного «Автопортрета» (1848, Муниципальная Третьяковская галерея, Москва). Также живописец пробовал себя в жанре монументально-декоративной живописи, расписывая лютеранскую церковь на Невском проспекте.

Состоял в ложе «Избранного Михаила».

Последние годы жизни и творчества

В 1843 году Брюллов в числе наилучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон огромного купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Живописец с огромным энтузиазмом приступил к работе над набросками. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Но тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабенькое здоровье живописца, дав отягощения на сердечко и обострив ревматизм, потому уже в феврале живописец просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена. К этому времени он уже написал практически все главные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П. В. Басину оставалось только дописать фон и сделать несколько картин для дизайна центрального места храма по картонам Брюллова.

27 апреля 1849 года по настоянию докторов Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Великобританию и Португалию направился лечиться на полуостров Мадейра. В этом же году живописец возвратился в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи. В этом же году Брюллов совсем возвратился в Италию. В это время живописец познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он фактически и прожил последние годы собственной жизни. Большая часть поздних портретов и акварелей Брюллова до сего времени хранятся в личной коллекции этой семьи. Для многих работ этого периода свойственны некая театрализация и романтичная взволнованность образов, также рвение запечатлеть дух самого времени через выставленные образы, превращая их в четкие исторические свидетельства. Последним шедевром художника стал портрет его старенького знакомого археолога Микеланджело Ланчи, сделанный в 1851 году.

Карл Павлович Брюллов скончался 11 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству российского представителя в Риме, погибель наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Личная жизнь

Долгие и длительные годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, и втюрился в неё. 27 января 1839 года они поженились, но, уже спустя месяц супруги расстались навечно. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс длился до 1841 года. Причина разрыва осталась неведомой петербургскому обществу, которое во всём винило супруга. Брюллов, оклеветанный, по его словам, супругой и её родными, стал изгоем. Исследователи говорят, что настоящей предпосылкой разрыва стала связь Эмилии с одним из собственных близких родственников, которая длилась и после её замужества. Возможно, о неверности жены Брюллов вызнал перед самой женитьбой, которая всё-таки свершилась под давлением родителей Эмилии. В это нелёгкое для художника время его поддержала прибывшая из Италии в Петербург Самойлова.

Оценки

Брюллов был современником Делакруа и Энгра. «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году, «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким макаром тематически творчество Брюллова не было новостью — оно полностью укладывается в академическую систему, к которой относился Брюллов. В портретах Брюллова есть некая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Отношение к наследству художника в культурной среде разносторонне. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восторгались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания…» (И. С. Тургенев. Собрание сочинений. Т. 10. — М. 1949. — С. 258).

Галерея узнаваемых работ

См. также: Перечень картин Карла Павловича Брюллова

Итальянское утро, 1823. Кунстхалле, Киль, Германия

Итальянский полдень, 1827. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Женщина, собирающая виноград в округах Неаполя, 1827. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Последний денек Помпеи, 1830—1833. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Всадница, 1832. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет М. А. Бек, 1840. Государственная галерея Армении, Ереван, Армения

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад). Не позже 1842. Муниципальный Российский Музей, Санкт Петербург, Наша родина.

Портрет величавой княгини Лены Павловны с дочерью Марией, 1830. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Портрет генерал-адъютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет гр. К. А. Поццо ди Борго, 1833—1835. Саратовский муниципальный художественный музей им. А.Н. Радищева, Наша родина

Портрет И. А. Бека (1807-1842). Около 1839. Саратовский художественный музей им.А.Н.Радищева, Наша родина

Портрет баснописца И. А. Крылова, 1839. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет члена Муниципального совета князя А. Н. Голицына, 1840. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет писателя А. Н. Струговщикова, 1840. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет конструктора и художника А. П. Брюллова, 1841. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Портрет барона Максимилиана Лейхтенбергского (1817—1852), 1849. Личная коллекция, Лондон

Портрет Пашкова, 1836. Государственный музей искусств Азербайджана, Баку

Акварели

Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных. 1827. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит). 1827. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. 1827. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Джованина Пачини. 1831. Личная коллекция

Портрет величавой княжны Марии Николаевны (1819-1876). 1837. Этюд. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Портрет кн. Е. П. Салтыковой. 1833-1835. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург, Наша родина

Ольга Ферзен на ослике. 1835. Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург

Наездники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар. 1849. Муниципальная Третьяковская галерея, Москва, Наша родина

Воздействие

Две памятные монеты Банка Рф, посвящённые 200-летию со денька рождения К. П. Брюллова. 2 рубля, серебро, 1999 год

Брюллов, в отличие от Пушкина и собственного друга Глинки, не оказал настолько существенного воздействия на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Но психическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех российских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.

Глубоко и кропотливо изучал творчество Брюллова именитый российский живописец Н.Н. Ге. В первых его картинах отчётливо ощущается сильное воздействие брюлловских полотен - прямо до схожести в использовании неких композиционных и колористических приёмов, изображении поз героев и их жестикуляции.

Достойные внимания факты

До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию собственных протцов Брюлло. И только с высокого разрешения правителя Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней российское окончание «въ». Живописец был глух на левое ухо. Предпосылкой этому стала приобретенная в детстве от собственного отца, очень серьезного человека, пощёчина за некий проступок. Возлюбленной привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух. Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, грядущего величавого украинского поэта. С этой целью Брюллов по требованию Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из возлюбленных учеников Брюллова. Понятно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко живописец произнес познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это воспоминание и сыграло свою роль в предстоящем участии художника в судьбе величавого украинского поэта. Проживая в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих столичных чиновников либо негоциантов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда гласил одну и ту же фразу: «У вас есть свой потрясающий художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец еще раз выказывал своё почтение таланту столичного портретиста. Некие картины Брюллова по неведомым причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И. А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, приобретенных П. М. Третьяковым для собственной коллекции.

Адреса в Санкт-Петербурге

23.12.1799 — 10.1809 — Дом П. И. Брюллова — Средний проспект, 17; 10.1809 — Осень 1821 года — Академия художеств — Институтская набережная, 17; осень 1821 — 08.1822 года — Временная древесная мастерская на Соборной площади (не сохранилась); 23.05. — начало 08.1836 года — квартира С. А. Соболевского в доме Таля — Невский проспект, 6; начало 08.1836 — 04.1849 года — здание Академии художеств — Институтская набережная, 17.

Память

Именованием Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на полуострове Мадейре (Португалия), в центральном парке городка Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. На почтовых марках

Почтовая марка СССР, 1952 год

Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков

Почтовая марка СССР, 1968 год: картина «Последний денек Помпеи»

Почтовая марка Рф, 1999 год

К. П. Брюллов на Монументе «1000-летие России» в Величавом Новгороде

См. также

Брюллов, Александр Самойлова, Юлия Павловна Кинофильм о жизни и творчестве К. Брюллова, сделанный Русским музеем.

Литература

Греков Вл. Брюллов, Карл Павлович // Российский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918. Голдовский Григорий, Петрова Евгения. Carl Brullov / На российском и британском языках. — СПб.: Муниципальный Российский музей, Palace Editions, 1999. — 198 с. — ISBN 5-93332-011-0, 3-930775-80-8. Карл Павлович Брюллов. — М.: Издательство «Дирек-Медиа», 2010. — Т. 23. — 48 с. — (Величавые живописцы). — ISBN 978-5-87107-196-0. Петрушевский Ф. Ф. Брюллов, Карл Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Четверг, 29 января 2015 21:53

Брюллов Александр Павлович



При рождении был назван (первое имя): Александр Брюлло
Когда родился: 29 ноября

Где родился: Санкт-Петербург

Когда умер: 9 21 января

Где умер: Санкт-Петербург

Страна: Российская империя Россия




Биография

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный