Сведения о Иване Федоровиче Лапине сохранились очень небогатые.
Исчерпающую информацию дает Половцов: актёр и гравёр, р. 1743 г., с 1757 по 1762 г. был в Академии художеств, погиб ранее 1795 г. {Половцов}
Он считается учеником и последователем И. А. Дмитревского. Обучался с 1761 в петербургской Академии художеств, где организовал, а позже управлял драм. кружком; постановки «Синав и Трувор» Сумарокова, «Амфитрион» и «Школа жен» Мольера.
В 1765-66 перешёл в Петербургский придворный театр.
Посреди ролей: Галицкий («Димитрий Самозванец» Сумарокова, 1771), Левзон («Беверлей» Сорена, 1772), Пренест («Борислав» Хераскова, 1772), Росслав (одноименная пьеса Княжнина, 1784).
Посреди 80-х гг. Лапин переехал в Москву, где был принят на сцену личного Петровского театра, принадлежавшего Мише Медоксу.
Роли: царевич («Эмилия Галотти» Лессинга, 1786), Калиф (смешная опера «Калиф на час» Горчакова, 1786), Чадолюбов («Отец семейства» Сандунова, 1794), граф Альмавива («Фигарова женитьба», 1787) и др.
Лапин «соединял внутри себя все свойства, составляющие хорошего трагика: счастливую внешность, громкий и гибкий орган, чистую и правильную дикцию… 1-го недоставало в нем: увлечения, что французы именуют entrailles… Он в большей степени неплох был в таких ролях, которые этого увлечения не добивались, как то: в Тите, в Росславе». (С. Жихарев).
Преподавал сценическое искусство студентам и был приглашён графом Н. П. Шереметевым совместно с несколькими другими актёрами в его крепостной театр в наставники к крепостным артистам.
Литература
Жихарев С. П., Записки современника, М. -Л., 1955, с. 172.Читать С. П. Жихарев. «Записки старенького театрала»:
Но если он может назваться реальным образователем кого-нибудь из актёров, то вероятнее всего Лапина, который поступил на театр меж 1778 и 1780 годами, играл совместно с Дмитревским имел все его приемы, его дикцию, отличался в тех же ролях, в каких отличался и Дмитревский, к примеру в роли Тита в «Титовом милосердии», — словом, был жива с него копия со всеми его плюсами и недочетами; но Лапин скоро (в 1784 либо 1785), по каким-то неудовольствиям с величавым актёром, отправился в Москву и поступил на театр Медокса, человека необычно умного, знатока собственного дела и хорошего директора театра, который умел отыскивать и ценить таланты. Лапин был высочайший, прекрасный мужик, с выразительною физиономиею, и современные театралы не по другому называли его, как русским Ларивом (проименование российского Лекена оставалось за Дмитревским). На место Лапина принят был Плавильщиков, да и он как-то не ужился с своим режиссёром и также уехал в Москву под крылышко Медокса, тогда и, в конце концов, благодаря Н. И. Перепечина, отыскавшего в некий лавчонке Гостиного двора юного сидельца, декламировавшего катастрофы, явился на сцене звездою первой величины Яковлев, который с самого практически возникновения собственного превзошел собственных предшественников и принудил практически запамятовать самого Дмитревского.