История сотворения
Поль Гоген в первый раз посетил Понт-Авен в 1886 году. Бретонский шаг творчества Гогена, перемежающийся поездками к Ван-Гогу в Арль, характеризуется несколькими работами на религиозные темы, посреди которых и данное полотно. Октав Мирбо именовал эту картину «тревожной и острой консистенцией варварской пышности, церковной литургии, индийской медитации, готического вымысла и узкого символизма».
Страдающий Иисус изображён в окружении трёх бретонских крестьянок, одетых в классические национальные одежки конца XIX века, на фоне обычного французского сельского пейзажа. Умиротворение, разлитое в воздухе, размеренные, преданные позы дам, насыщенный «солнечным» жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красноватой осенней листве, крестьянин, занятый вдалеке своими делами, не могут не заходить в конфликт с тем, что происходит на кресте. Они резко контрастируют с Иисусом Христом, на лице которого отображается та стадия мучения, которая граничит с апатией, безразличием ко всему его окружающему.
Противоречие бескрайних мук, принимаемых Христом, и «незамечаемость» этой жертвы людьми, не считая горстки последователей; рвение художника осознать и изобразить, а означает, попробовать ответить как живописец на главные религиозно-философские вопросы — всё это сближает Гогена с другими величавыми мастерами, обращавшимися к «вечной» теме в собственных работах.