Картина Жанна д’Арк (картина Бастьен-Лепажа)



Кто автор: Жюль Бастьен-Лепаж

Как называется картина: Жанна д’Арк

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1879
  • Оригинальное название картины на английском: фр.
  • Холст Музей Метрополитен

Описание картины "Жанна д’Арк (картина Бастьен-Лепажа)"

«Жанна д’Арк» (фр. Jeanne d'Arc, англ. Joan of Arc) — картина, написанная в 1879 году французским художником Жюлем Бастьен-Лепажем (Jules Bastien-Lepage, 1848—1884). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке. Размер картины — 254×279,4 см.

Содержание

1 История 2 Описание 3 Отзывы 4 Примечания

История

Образ Жанны д’Арк — «Орлеанской девы», государственной героини Франции в Столетней войне, стал очень символичен во Франции в 1870-х и 1880-х годах. Это было связано с поражением Франции во франко-прусской войне 1870—1871 годов, в итоге которого Лотарингия, где родилась Жанна д’Арк, отошла (вкупе с Эльзасом) к Германии. Архитекторы и живописцы делали новые скульптурные и живописные изображения Жанны д’Арк. Жюль Бастьен-Лепаж, сам родом из Лотарингии, также решил обратиться к этому виду, и в 1879 году написал картину «Жанна д’Арк».

Картина была представлена публике на Парижском салоне 1880 года. В том же году картина была куплена Эрвином Дэвисом (Erwin Davis) из Нью-Йорка, а в 1889 году она была передана в коллекцию музея Метрополитен.

В 1889 году картина выставлялась на Глобальной выставке в Париже.

Описание

На картине изображена Жанна д’Арк в обычный фермерской одежке, стоя́щая в саду дома собственных родителей в Домреми. По преданию, конкретно тут у неё было видение архангела Миши, святой Екатерины и святой Маргариты, которые поведали, что конкретно ей предначертано было снять осаду с Орлеана и прогнать захватчиков. На картине образы святых изображены парящими в воздухе сзади Жанны д’Арк, на фоне стенки дома.

Отзывы

Художница Мария Башкирцева, которая обучалась у Бастьен-Лепажа, в своём дневнике возмущалась тем, что картина «Жанна д'Арк» сначала не была подабающим образом оценена во Франции. Она писала:

Жанна д'Арк не была понята во Франции, но перед ней преклоняются в Америке… Жанна д’Арк это chef-d'oeuvre по выполнению и по чувству. Было надо слышать, что только гласили о ней в Париже. Это позор! Что все-таки такое возвышенное искусство; если не то искусство, которое, изображая пред нами тело, волосы, одежку, деревья с полнейшей реальностью, доходящей практически до обмана эмоций, передаёт в то же время душу, идея, жизнь! Неуж-то Жанна д'Арк не есть произведение возвышенного искусства, так как он представил её нам крестьянкой, а не с белоснежными ручками и не в вооружении?

Картина «Жанна д'Арк» произвела огромное воспоминание на художника Миши Нестерова, который увидел её в 1889 году, конкретно перед написанием картины «Видение отроку Варфоломею». В собственной книжке о Нестерове Сергей Дурылин приводил его слова:

Я старался понять, как мог Бастьен-Лепаж подняться на такую высоту, совсем недосягаемую для наружного глаза французов. Бастьен-Лепаж здесь был славянин, российский с нашими заветными исканиями глубин людской драмы… Весь эффект, вся сила Жанны д'Арк была в её последней простоте, естественности и в том единственном и никогда не повторяемом выражении глаз пастушки из Дом Реми; эти глаза были особенной потаенной художника: они смотрели и лицезрели не наружные предметы, а тот священный эталон, ту цель, своё призвание, которое эта чудная женщина должна была выполнить.

Писатель Аркадий Кудря так описывал воспоминания художника Валентина Серова от этой картины, которую тот увидел на Глобальной выставке 1889 года в Париже:

А пальму первенства по произведенному воспоминанию Серов неоспоримо дал полотну не так давно скончавшегося Бастьен-Лепажа «Жанна д'Арк». Живописец избежал соблазна показать свою героиню известной военачальницей. Жанна была изображена ещё никому не известной фермерской женщиной. Она стояла в саду под раскидистой яблоней, одетая в самотканое холщовое платьице, из-под которого выглядывали босоногие ноги, и напряжённо слушала проникавшие в её душу загадочные голоса архангелов. Неуж-то правда, что ей выше предначертана роль освободительницы Франции от иноземного ига? Неуж-то она возглавит войско и поведёт его к победе над противником? Фигуры возникавших в её воображении святых были чуть намечены в форме светящихся туч. Лицо Жанны отражало нрав сильный и страстный, поразительны были её глаза, в каких отпечатлелся момент экстатического прозрения собственной судьбы.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный