Содержание
1 История 2 Описание 3 Отзывы 4 Примечания 5 Ссылки§История
С 1863 года Василий Максимов обучался в Академии художеств в Петербурге, а в 1866 году переехал в деревню Шубино, расположенную в Корчевском уезде Тверской губернии, где работал учителем рисования в имении графов Голенищевых-Кутузовых. По словам его дочери Ариадны Максимовой-Скалозубовой, конкретно там в 1866 году у Василия Максимова «…зародилась идея о картине „Всё в прошедшем“, которую он вынашивал практически 30 лет».
В 1880-е годы семья Максимовых получила в наследие от тёщи художника маленькую усадьбу Любша, которая находилась на берегу реки Волхов. Сад этой усадьбы и послужил декорацией для картины, загаданной много годов назад, а макетом барского дома стал примыкающий дом, принадлежавший помещице Богдановой. 1-ый набросок к этой картине появился в 1885 году, а в следующие два года Максимов был занят обустройством усадьбы, где также расположилась его мастерская.
В письме к Илье Остроухову Максимов так говорил о разработке этой картины:
Дом и весь пейзаж мною сочинены были ранее, чем я обработал фигуры, поворотами которых я долгонько шевелил мозгами и додумался только уже в самой картине, обрабатывая её углём. Костюмчик весь и вся обстановка были у меня в припасе, как наследство моей тёщи, франтихи профессорши 40-х годов.Картина «Всё в прошлом» была закончена в 1889 году и представлена на 17-й выставке Приятельства передвижных художественных выставок («передвижников»), проходившей в Петербурге и Москве. В том же 1889 году картина была приобретена у создателя Павлом Третьяковым.
После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такового уровня. Чтоб свести концы с концами, он неоднократно повторял эту картину, которая всё ещё воспользовалась популярностью — всего было написано более 40 авторских повторений.
§Описание
На фронтальном плане изображены две старые дамы — барыня и её служанка-наперсница. Они расположились у порога флигеля, а основное здание усадьбы находится на заднем плане — в запущенном состоянии, с заколоченными окнами. В качестве барыни Максимову позировала его невестка Варвара (супруга его брата Алексея).
Барыня посиживает в кресле с задумчивым видом, с полузакрытыми очами. По-видимому, она вспоминает что-то из собственной прошлой жизни. Она одета в бархатную тальму, отделанную мехом. В опущенной руке она держит лорнет. Под её ноги подложена подушка, рядом с которой примостился спаниель.
Служанка расположилась на приступке, рядом с самоваром. Она сконцентрированно вяжет чулок. Контраст меж 2-мя дамами подчёркивается чашечками, из которых они пьют чай — роскошная фарфоровая чашечка с позолотой у барыни, и мощная кружка у служанки, которая стоит на ступени рядом с ней.
§Отзывы
Критик Владимир Стасов писал в 1889 году по поводу этой картины Максимова в статье «Наши передвижники нынче»:
Это тема, волшебно взятая и волшебно переданная… Максимов не угас и не стушевался. В нём ещё хороший припас чувства российской жизни.Живописец Яков Минченков так писал о Максимове в собственных «Воспоминаниях о передвижниках»:
Самую большую популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И нужно согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определенную эру. В угасающей старенькой помещице, доживающей последние деньки свои в бедной фермерской обстановке, отлично выражено воспоминание о прежней широкой и шикарной помещичьей жизни… К огорчению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича.