Картина Видение отроку Варфоломею



Кто автор: Михаил Васильевич Нестеров

Как называется картина: Видение отроку Варфоломею

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1889—1890
  • Холст, масло.
  • 160 на 211 см.
  • Государственная Третьяковская галерея

Описание картины "Видение отроку Варфоломею"

«Видение отроку Варфоломею» — картина российского художника Миши Васильевича Нестерова, 1-ая и самая значимая работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому.

Содержание

1 Сюжет 2 История сотворения 3 Примечания 4 Источники 5 Ссылки

Сюжет

Картина написана Нестеровым в Уфе на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия»:

В один прекрасный момент отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он повстречал посланного Богом Ангела в иноческом виде: стоял старец под дубом посреди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ожидать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он вожделеет. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтоб Он посодействовал мне узнать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, произнес ему: «Отныне Бог дает для тебя, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь собственных братьев и сверстников». При всем этом старец достал сосуд и отдал Варфоломею частичку просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — произнес он. — Это дается для тебя в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

— Преподобный Сергий Радонежский, короткое житие на веб-сайте Православие.Ru

История сотворения

Работе над «Видением отроку Варфоломею» предшествовала картина «Пустынник», загаданная ещё летом 1883 года в Сергиевом Посаде и завершенная в 1889 году в Уфе. В ней уже зазвучала тема «одиночества, «пустынножития», другими словами жизни человека вдалеке от мирской суеты, в гармонии с природой во имя нравственного очищения души и обретения духовной стойкости и ясного смысла жизни», которая появилась у Нестерова не случаем, ей предшествовала личная катастрофа художника: «в 1886 году родами погибла жарко возлюбленная им супруга Маша, оставив новорожденную дочь Олю».

Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого юношества, был для него воплощением нравственного эталона:

Сер­гия, как и Тихона Задонского, Нестеров обожал с юношества; оба святые были особо почитаемы в его семье. В Сергие он нашёл воплощение эталона незапятанной и подвижниче­ской жизни, и конкретно с Сергием пришла к нему идея о разработке целого цикла, посвящённого его жизни и деяниям.

— Светлана Игнатенко

В особенности огромное значение Нестеров присваивал роли святого в объединении российского народа. Зарисовки пейзажей живописец писал в 1899 году в округах Троице-Сергиевой лавры, поселившись в деревне Комяково неподалеку от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, преобразовавшееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу живописцев, потом стало одним из любимых мест Нестерова.

Там окончил верхнюю, пейзажную часть и уехал в Уфу. Живописец спешил, так как готовился к XVIII выставке передвижников и, невзирая на грипп, продолжал интенсивно работать. «В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на маленькой скамеечке), свалился и повредил холст. Продолжать работу было нереально, требовался новый холст, который, в конце концов, был привезён».

Конкретно на этом новеньком холсте и была написана картина, которая экспонировалась на выставке передвижников тогда и же была приобретена Павлом Третьяковым для собственной галереи, а незаконченный вариант картины остался в Уфе и через 50 лет перешёл в собственность Башкирского художественного музея. «В нём написана только верхняя, пейзажная, часть, всё остальное - набросок углем». Картина, вызвавшая самые противоречивые представления, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки.

До конца собственных дней живописец был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое наилучшее его произведение. В старости лет живописец обожал повторять:

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через 30, через 50 лет после моей погибели он ещё будет что-то гласить людям — означает, он живой, означает, живой и я.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный