Картина Весна (картина Боттичелли)



Кто автор: Сандро Боттичелли

Как называется картина: Весна

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1482
  • Оригинальное название картины на английском: Primavera темпера Галерея Уффици

Описание картины "Весна (картина Боттичелли)"

«Весна» (итал. Primavera) — картина Сандро Боттичелли, написана в 1482 году. Выставлена в Галерее Уффици, Флоренция.

Содержание

1 История сотворения картины 2 Источники 3 Описание 4 Интерпретации 5 История картины 6 Галерея 7 Перечень флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине 8 Примечания 9 Литература

История сотворения картины

Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после погибели отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Прекрасный. Картина висела над софой, именуемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неведомого создателя. Беря во внимание то событие, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим суждениям 17-тилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи считают, что картина была заказана Лоренцо Прекрасным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обыденным явлением. В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет размещаться на высоте 2-ух метров от пола.

Источники

Первым источником для Боттичелли являлся кусок из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вслед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветочки на путь рассыпая,

Красками все заполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышноватый

Стелет цветочный ковер, улыбаются волны морские,

И небосклона лазурь светится разлившимся светом.

Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий («Венеры крылатый вестник») и Зефир.

Последующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книжка 5. 3 мая. Флоралии):

195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он посильнее меня…

205 Все таки насилье Зефир оправдал, меня сделав женой,

И на собственный супружеский альянс я никогда не ропщу.

Нескончаемой я нежусь весной, весна — это наилучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг красивым цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но пересчитать все цвета на цветах, рассеянных везде,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтоб в небесные ввить кудряшки и косы свои.

Отсюда появились Хлорида и Хариты.

Описание

Венера под аркой

На картине изображена поляна в апельсинном саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышноватый Стелет цветочный ковер»). Ботаники высчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как к примеру, германский ирис в правом нижнем углу. Невзирая на заглавие «Весна», посреди их много тех, что зацветают летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа влево, находится ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент перевоплощения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветочки; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукою разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все заполняет и запахом сладким»). Чтоб выделить метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежки у Хлориды и Флоры развеваются в различные стороны.

Последующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство живописец подчёркивает не только лишь центральным расположением, да и 2-мя нимбами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов меж кустиком мирта и апельсинными деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую бессчетные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры ориентирован к левой части картины. Над Венерой размещен путто (либо Амур) с завязанными очами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры размещена группа из трёх Харит, которые пляшут, взявшись за руки. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (может быть, Ефросина) глядит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле.

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его сторожем сада, снабдив клинком. Меркурий при помощи кадуцея достигает того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи практически не касаются земли, они вроде бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высочайшему расположению картины.

Интерпретации

Существует неограниченное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно поделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотичные.

Философские версии связаны с неоплатонизмом. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Не считая того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он советует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В данном случае картина представляет аллегорию, как под управлением Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в согласовании с её жестом деятельность человека подымается от эмоций (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии гласит то, что движение Зефира на картине ориентировано вниз, а движение Меркурия – ввысь.

Разные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид, в качестве источника рассматривают Апулея, тогда и заместо Венеры молвят о Исиде, заместо Меркурия молвят о Марсе, и т.д.

Религиозные версии исходят из того, что по сути речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus. По одной версии, правая часть картины в данном случае рассматривается как аллегория любви тел, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три шага путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и финал на Небеса.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил собственных современников. Самый обычный вариант – картина является предсвадебным наставлением жене, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Прекрасный, а посреди других персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под управлением Лоренцо Прекрасного после ликвидации последствий комплота Пацци. Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, колье на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т.д.

Есть и экзотичные версии, в каких игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некоторое послание. К примеру, восемь персонажей картины рассматриваются как нотки: Зефир соответствует «до», Хлорида – «ре», и т.д., а Меркурий – снова «до», но на октаву выше. Другая версия построена на согласовании Флора – Флоренция, в данном случае каждый персонаж – это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т.д.

История картины

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её лицезрел там совместно с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из их – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вкупе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая возникновение Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи прямо до угасания рода в 1743.

В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 выслали в Академию для исследования юными живописцами. Возвратилась она в Уффици в 1919, таким макаром, в протяжении около 400 лет её не достаточно кто лицезрел, и только сначала XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. На данный момент – это один из основных шедевров Уффици.

Галерея

Меркурий

Три Хариты

Флора

Нимфа Хлорида и Зефир

Перечень флорентиек, возлюбленных братьев Медичи, предположительно изображенных на картине

Симонетта Веспуччи Фьоретта Горини Лукреция Донати

Меркурий

Три Хариты

Флора

Нимфа Хлорида и Зефир

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный