В текущее время пейзаж находится в Старенькой государственной галерее (нем. Alte Nationalgalerie), расположенной на Музейном полуострове в Берлине.
§История сотворения и описание
В базу пейзажа лег этюд с натуры, написанный учеником Фридриха Августом Генрихом во время путешествия на гору Вацман, которое он сделал незадолго до погибели в 1822 году. Но, сравнивая картину Фридриха с этюдом, можно увидеть, что мастер схематизировал композицию при помощи геометрических обобщений и существенно прирастил размер горы. 2-ая запечатленная тут верхушка — это гора Эрдберкопф в Гарце, набросок которой сам Фридрих сделал с натуры в 1811 году.
§Символизм картины
В процессе работы над картинами Фридрих нередко обращается к наброскам, выполненным ранее, также к собственной фантазии художника. Таковой подход разъясняет, почему в его пейзажах время от времени встречаются элементы и формы природы, которых никогда не было в реальности, что мы и лицезреем в картине «Вацманн». За горами на фронтальном плане видны равнины, покрытые богатой растительностью — пейзаж не реальный, но тут нет ошибки художника, как раз напротив — композиция картины выстроена верно. Система поднимающихся ввысь диагоналей, определяемая склонами гор, позволяет зрителю совершить «восхождение» — от цветов и деревьев, которые живут и погибают, к заснеженным верхушкам гор, символизирующим вечность. Игра светотеней на фронтальном плане — аллегоричное воплощение мирской суеты, расщелины и обрывы — это интриги и угрозы на актуальном пути, а ель в центре — знак никогда не иссякающей веры. По мере чередования планов от близкого к далекому внимание зрителя больше концентрируется на самой высочайшей точке — верхушке покоя и духовности. Картина «Вацманн» снова обосновывает, что пейзажи Фридриха — не просто отображение природы, основанное на четком её проигрывании, а оригинальное творение, раскрывающее внутренний мир художника.