Содержание
1 История сотворения 2 Сюжет 3 Арт-критика 4 Примечания 5 ЛитератураИстория сотворения
«Дуэль» написана И. Е. Репиным в белорусском имении «Здравнёво». В первый раз была представлена публике на выставке «Опытов художественного творчества российских и зарубежных живописцев, и учеников» в 1896 году. Там же и была приобретена П. М. Третьяковым и до нынешнего момента находится в его галерее в Москве. В 1899 году картина выставлялась на XXVII-й передвижной выставке. Так же была представлена на выставке «Товарищества передвижных художественных выставок» в мае 1900 года в Праге.
1-ый вариант картины под заглавием «Простите!» экспонировался на Интернациональной выставке 1897 г. в Венеции, где и была продана итальянке Кармен Тиранти в Ницце.
Также существует 3-ий эскизный вариант «Дуэли» (1913), находящийся в личном собрании в Москве.
А. П. Ланговой в собственных мемуарах ведает о том, как родился план этого произведения: «Картина эта была написана им под воздействием рассказа 1-го судебного деятеля о дуэли, дело о которой разбиралось в Тульском суде. Виноватый обидчик на дуэли был смертельно ранен обиженным, но, умирая, он сознал свою неправоту и просил прощения у собственного убийцы».
Сюжет
На картине изображен финишный эпизод дуэли — действия, следующие после выстрела. В одной части картины — группа товарищей, поддерживающих раненого, к которому медленным шагом подходит доктор. В другой — 2-ой дуэлянт, сунув в кармашек пистолет, отвернулся и обычным движением закуривает папиросу.
Арт-критика
В. Сизов в «Русских ведомостях» 1899 года отмечает:
Г. Репин выставил очень маленькую картину, но очень увлекательную по сюжету и профессионально написанную: живописец изобразил сцену дуэли у офицеров-однополчан, происходящую под давлением «суда чести»21 апреля 1899 года «Русское слово» пишет:
Сильное воспоминание производит маленькая картина И. Е. Репина – «Дуэль». Нужно согласиться, что эта малая картина красноречивее и убедительнее различных статей, направленных против дуэлей9 мая 1899 года в «Московских ведомостях» сообщалось:
И. Е. Репин выставил не столько картину, сколько набросок для картины «Дуэль». По правде, произведение это отличается какою-то небрежностью, недоделанностью, оставляющею нас совсем прохладными, невзирая на изображенную пред нами только совершившуюся кровавую драмуМай 1900 года М. Иранека гласит, что картина
построена на красивых отношениях красок: серо-зеленой, сероватой и черно-голубой. По этой картине хоть какой живописец может поучиться осознавать, что такое тончайшая колористическая гармонияА. П. Ланговой вспоминал:
«Я никогда не забуду того, что ощутил, когда в мастерской у Репина увидал его восхитительную картину «Дуэль» ... Живописец с таковой силой выразил переживания умирающего, его убийцы, секундантов, доктора, так светло было выражение умирающего, примиренного с собственной совестью, что я не удержался и спросил Репина: «Ведь умирающий простил собственного убийцу?»