Картина Дон Хуан де Калабасас (Кливленд)



Кто автор: Диего Веласкес

Как называется картина: Портрет шута Хуана Калабасаса

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в ок. 1631-32[1]
  • Оригинальное название картины на английском: исп.
  • Холст, масло.
  • 175,5 на 106,7 см.
  • Кливлендский музей искусств

Описание картины "Дон Хуан де Калабасас (Кливленд)"

«Портрет шута Хуана Калабасаса (Калабасильяса)» (исп. Retrato de buffon Juan Calabazas (Calabacillas)) — картина из известного цикла портретов шутов испанского живописца Диего Веласкеса.

Единственный из «Шутов» Веласкеса вне стенок Прадо. Но принадлежность картины кисти Веласкеса издавна находится под вопросом, а некие специалисты вообщем отводят его авторство.

Содержание

1 Описание 2 Черта 2.1 Вопрос авторства 2.2 Дата 2.3 Состояние 2.4 Провенанс 3 Библиография 4 Примечания

Описание

Дон Хуан де Калабасас (Прадо)

Изображен, как считается, придворный царский шут Хуан де Карденас (исп. Juan de Cardenas) по прозвищу Калабасас («тыквы»; исп. Juan de Calabazas) либо же Калабасильяс («тыковки»; исп. Calabacillas) либо «Дурак из Кории» (исп. Bobo de Coria) либо «Косой» (исп. Bizco). Существует одноименная картина из Прадо, изображающая, как считается, такого же шута; 3-ий его портрет кисти такого же художника из коллекции маркиза Леганеса утерян.

Согласно Морено Вилья, служба Хуана Калабасаса (либо же Калабасильяса) была задукоментирована в мадридском царском Алькасаре с 1630 года до собственной погибели в октябре 1639. До 1632 он был на службе у кардинала-инфанта дона Фернандо, потом у короля Филиппа II. До поступления на царскую службу он служил во дворце баронов Альба в Кории. Одноименный шут есть у Кальдерона в пьесе «Дом с 2-мя дверьми тяжело устеречь», 1629.

Шут изображен в полный рост, он одет в темный костюмчик по испанской моде на фоне дворцового интерьера (пилястры) и стула. В руках у него — маленький портрет дамы и палка с ловушкой для ветра. Эта игрушка является атрибутом Глупости (ср. ветряные мельницы Дон Кихота).

Черта

Вопрос авторства

Идентификация модели портрета основывается на письменных источниках, свидетельствующих о существовании подобного портрета шута Калабасаса кисти Веласкеса. Текст инвентория 1701 года дворца Буэн Ретиро говорит: «другой портрет такого же размера и свойства, представляющий Калабасильяса с миниатюрой в одной руке и письмом (billete) в другом, ценой в 20 дублонов». Практически дословно это описание под № 614 повторено в инвентории от 1716 года в такого же дворца. Инвенторий 1789 года дает новейшую нумерацию под № 178, с описанием картины, которое не подходит к хоть каким упомянутым ранее портретам в испанских царских коллекция либо еще где-либо: «другая картина, портрет шута Веласкильо, 2 varas с половиной в высоту и 1 vara и третья часть в ширину». В руках, судя по описанию, он держит не billete, а reguilete. Имя шута было записано неверно, мутировав из имени художника. Но эта опись скоро была выверена по записям 1701 и 1716 гг., также сверена с самими картинами, в итоге чего появилось дополнение «другая картина Веласкеса, портрет Веласкильо, шута, которого старенькый инвенторий зовет Калабасильясом, держащим миниатюру и в руках, приблизительно 209 х 111 см». Опись 1794 года повторяет прежние тексты, не запамятывая имя художника Веласкеса, с сокращениями и, так как в этом перечне указаны также принадлежащие дворцу, но вывезенные из него, особо подчеркивает, что данный портрет все еще находится в его стенках. В меморандуме 1803 года картина Веласкеса заходит в перечень 18 полотен, отданных Маэлье на реставрацию без четких сроков. Портрет записан как возвращенный назад во дворец 5 июля 1808 года, когда армии Наполеона расположились в его стенках. Разумеется, он был похищен кем-то из французов в годы войны. В 1866 году он бытует как собственность барона Персиньи (1808-72) на выставке «Exposition retrospective» в Париже.

Основываясь на этих описаниях, Лопес-Рей, не задумываясь, относит картину к кисти Веласкеса, тем паче, что реставрация, которая могла быть изготовлена Маэльей, на картине вправду находится. Практически непонятное слово reguilete из описи 1789 года он читает как «вертушка», что совершенно подходит существующему портрету. Эта игрушка, по его словам, известна в Испании под обилием заглавий (rehilandera, rehilete, molino de papel). С авторством Веласкеса согласны Панторба, Гудиоль и Барди.

Но многие другие специалисты колеблются в авторстве самого Веласкеса. Посреди первых, кто усомнился в авторстве — Понц, описавший её, как написанную "в манере Веласкеса. Трапье отводит авторство, указывая, что описанние в инвентории Буэн Ретиро 1701 года не совпадает с кливлендской картиной, потому что здесь он держит не «письмо/бумагу» (billete), а «вертушку из бумаги»; а хотя наличие миниатюры совпадает, он считает её позднейшим добавлением, «судя по костюму». Не считая того, rehilete, согласно словарю Царской академии (1970) — не «бумажная ловушка для ветра/мельница», а «дротик; бандерилья тореодора; маленькая деревяшка с перьями для кидания в воздух (волан)»; а имя «Веласкильо» — не описка, а могло принадлежать реальному шуту по имени Кристобаль Веласкес, также служившему во дворце и известному по документам 1637 года. Штейнберг задумывается, что картину мог написать Алонсо Кано. Моффитт также отводит авторство и показывает, что композиция картины базирована на гравюре в «Иконологии» Чезаре Рипа (Падуя, 1630), изображающей фигуру Безумия, что — по его воззрению, противоречит индивидуализированному и вдумчивому подходу Веласкеса к картинам этого цикла. Браун также не верует в авторство: «…на мой взор, картина — другого мастера. Художником не может быть Алонсо Кано, которого не было в Мадриде до 1638 года, если, естественно, это не копия, изготовленная Кано с картины Веласкеса либо другого мастера».

К началу XXI века колебание в авторстве остается официальным воззрением профессионалов по Веласкесу. Не считая того, отмечается, что модель кливлендского портрета не похожа на модель эталонного портрета шута Калабасильяса из Прадо: хотя оба они косят, черты лица их не сходны и человек с обсуждаемого портрета очевидно молодее. Кливлендский музей настаивает на прежней атрибуции.

Дата «Портрет инфанта дона Карлоса Австрийского», около 1626—1628 (Прадо)

Портрет датируется по-разному: Майер — 1627 годом; Беруэте — 1631, Гудиоль — 1633. Панторба считает, что это самый ранешний из шутовской серии.

К середине 1620-х годов его относят благодаря сходству с «Портретом инфанта дона Карлоса» и другим «серым портретам» Веласкеса, а к 1634 году — из-за вероятного расположения в Буэн Ретиро рядом с шутовскими портретами «Пабло де Вальядолид» и «Кристобаль де Кастанеда», также благодаря сведениям, что Калабасас поступил на службу в 1632 году. Камон Азнар считает, что она написана приблизительно после возвращения мастера из Италии и предлагает 1632 год.

Лопес-Рей считает, что картина написана примерно в то же время, что и «Вакх», другими словами в 1628-29 гг., и до первого итальянского путешествия Веласкеса. Он подразумевает, что хотя 1-ое документальное упоминание о шуте при дворе относится к 1630 году, он, непременно, бывал там ранее, до этого был принят в штат на неизменной базе. По его воззрению, портрет был перевезен в Буэн Ретиро из Алькасара либо другой царской резиденции около 1635 года.

Состояние

Правый глаз шута был переписан, видимо, Мариано Сальвадором Маэльей (1739—1819), известным придворным живописцем, сначала XIX века, может быть, чтоб поправить его безобразное косоглазие более благообразным. Запись была убрана в музее в 1965 году, когда полотно было расчищено и отреставрированы маленькие утраты (в главном — на фоне и правой руке модели).

Провенанс Мадрид, дворец Буэн Ретиро (инвенторий 1701, 1716, 19 июля 1789, 7 сентября 1789, 1794, 1808; 5 мая 1794, 24 мая 1803, 5 июля 1808); Париж, барон Персиньи (выставка 1866, торги 4 апреля 1872, 750 франков); Париж, Шато Канже (Тюрень), Морис Коттье (1872 — ок. 1888); Лондон и Брайтон, сэр Джордж Дональдсон (1906, продал 1915); Ричмонд, сэр Герберт Гук, баронет (с 1910-х); Ле Куа, Ла От, о-в Джерси, сэр Фрэнсис Кук (с 1956); Лондон, Christie’s, 19 марта 1965, лот № 104, куплено Agnew and Sons за 170 000 гиней (ок. 499 800 $); Кливленд, Кливлендский музей искусств, дар Леонарда К. Ханна Мл. Инв. 65.15

Библиография

Fried Ralph I., MD. Calabazas: Court Jester to Philip IV of Spain. The Journal of the American Medical Association, JAMA 1966, 196 (9), 765—766. Moffitt, John F."Velazquez, Fools, Calabacillas and Ripa. // Pantheon 40 (1982), pp. 304—309. López-Rey, José. Velázquez. V. I. Стр. 129, 62. López-Rey, José. Velázquez’s Calabazas with portrait and a pinwheel. Gazette des Beaux-Arts, October 1967. Сборники López-Rey, José. Velázquez. V. II. Catalogue Raisonné. Taschen. 1996. Кат. №. 39. Стр. 92-93. Bardi P.M., Tout l’oeuvre peint de Velazquez. Paris, 1969. № 35 Curtis, Charles B. Velazquez and Murillo, London and New York, 1883. № 75 Guidiol, Jose. Velazquez. Barcelona, 1973. № 95 Lopez-Rey, Jose. Velazquez. A catalogue raisonne of his ouvre. London, 1963. № 423 Mayer, August. Velazquez: A catalogue raisonne of the pictures and drawings. London, 1936. № 445 Pantorba, Bernardino de. La vida y la obra de Velazquez: tstudio biograficoy critico. Madrid, 1955. № 32 Velazquez. Catalogo. Madrid, 1990. № 20 Antonio Domínguez Ortíz, Alfonso E. Pérez Sánchez, Julían Gállego. Velázquez , exhibition catalog from The Metropolitan Museum of Art. № 26. P. 198—201

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный