Картина Девочка на фоне персидского ковра



Кто автор: Врубель, Михаил Александрович

Как называется картина: Девочка на фоне персидского ковра

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1886
  • Холст, Масло Киевский музей русского искусства

Описание картины "Девочка на фоне персидского ковра"

«Девочка на фоне персидского ковра» — картина российского художника Миши Врубеля; холст, масло, 1886 год.

§Описание картины

Картина выполнена на холсте маслом. Размеры 104 х 68 см.

На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платьице, на фоне персидского ковра, руки девченки положены ладонями на розу и богато вкрапленный кинжал — классические эмблемы любви и погибели. На шейке девченки — жемчужное колье, пальцы рук унизаны перстнями.

К нашему времени краски картины приметно потемнели. Врубель нередко спешил в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые стремительно высушивали поверхность картины.

§История сотворения

Весной 1884 года никому не узнаваемый юный живописец Миша Врубель приехал в Киев, чтоб принять роль в росписи Кирилловской церкви.

В Киеве Врубель как живописец и преподаватель зарабатывал достаточно значимые суммы, но свои денежные дела вёл неаккуратно. В собственных воспоминаниях отпрыск Эмилии Праховой писал, что в валютных делах Врубель был довольно щепетилен, и если художнику бывало у кого-нибудь занять маленькую сумму, то возвращал долг при первой же способности. К деньгам Врубель относился без какого-нибудь пиетета. Зарабатывал их с трудом, а растрачивал так, «точно они на него сыпались с неба». Свои работы Врубель ценил дешево. В один прекрасный момент Врубель пришёл в дом Праховых и отрадно сказал Эмилии Праховой:

— Вот ведь, Эмилия Львовна, бывают же на свете такие отличные люди! Я понес в ссудную кассу Розмитальского свою акварель, спросил за нее два рубля, а он сам отдал мне целых 5!.

В ссудную кассу Розмитальского и Дохновича, которая размещалась на углу киевских улиц Крещатик и Фундуклеевской, Врубель входил нередко. Целью его визитов, не считая желания получить ссуду в залог собственных работ, было также исследование различного реквизита, который сдавали в ломбард его клиенты. В этом ломбарде воспринимали вещи под 3 % за месяц (2 % за кредит и 1 % за хранение залога), срок залога не был должен превосходить полгода, по другому залог переходил к собственникам ломбарда и подлежал реализации. Врубель мог длительно рассматривать вещи, хранившиеся в ломбарде, в особенности его заинтересовывали драгоценные камешки. Он рассматривал их, пересыпал горстями и любовался игрой света. Конкретно с 1886 года возникают именитые врубелевские голубые, фиолетовые, золотые, темно-вишнёвые, дымно-розовые, млечно-голубые тона.

Н. А. Прахов вспоминал: «Блеск металла и в особенности переливы цветов драгоценных камешков всегда завлекали внимание Врубеля. Металл он мог следить где угодно, а драгоценные камешки — в ссудной кассе Розмитальского и Дахновича, куда нередко приносил в заклад чего-нибудть из собственных вещей. (…) Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только лишь рассматривать через стекло витрины разные драгоценные камешки, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладошки в другую, любуясь внезапными яркими сочетаниями (…) Это доставляло ему большущее наслаждение — пленяла ни с чем же не сопоставимая чистота и яркость тонов. Вещественная ценность камешков не игралась тут никакой роли. С таким же энтузиазмом Врубель пересыпал из одной ладошки в другую искусственные камешки, которыми моя сестра обшивала кокошник для маскарадного российского костюма».

Один из исследователей творчества Врубеля доктор А. П. Иванов в собственной монографии довольно точно угадал объект врубелевского реквизита: «Детали врубелевских композиций, по краскам и очертаниям носят странноватое сходство то с кристаллами разноцветных камешков, то с многогранными зернами загадочно рдеющих гемм, то с затейливо круглящимися образованиями самородных камней».

В один прекрасный момент Врубель, как ему казалось, вымыслил беспроиграшный вариант — и начал писать портрет Марии — старшей дочери Жору Дохновича — 1-го из хозяев ломбарда. Врубель подразумевал, что клиент картины ему известен.

Вот отрывок из киевского письма художника сестре Анне:

Аня, дорогая, спасибо для тебя: я вправду находился в достаточно критичном положении. Дело в том, что я в конце концов нашёл причину моей неуспешности за ближайшее время — это совершенное оставление втуне работы с натуры, а меж тем это единственная дисциплина и средство прокормления; на творчество рассчитывать нельзя. Я сейчас пишу очень прекрасный этюд с девченки на фоне бархатного ковра — вот твои 20 рублей и посодействуют мне его окончить тихо; возможно, получится его реализовать руб. за 200—300 тогда и снова за Терещенскую картину и за Беса. Был на деньках в Киеве Третьяков, собственник известной галереи в Москве. Он очень хвалил вида, в особенности Богоматерь. А отчего ты мне ни словечка? Твой Миша

— Письмо М. А. Врубеля — А. А. Врубель, август 1886. Киев.

Но Дохновичу мысль и портрет Врубеля не приглянулись и он не возжелал приобрести эту работу. Врубель трижды пробовал картину реализовать через аукцион, и в конце концов узнаваемый собиратель И. Н. Терещенко уплатил за неё 300 рублей, после этого она попала в его коллекцию.

В текущее время картина экспонируется в собрании Киевского музея российского искусства.

§

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный