Картина Демон поверженный



Кто автор: Врубель, Михаил Александрович

Как называется картина: Демон поверженный

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1902
  • Холст, Масло Третьяковская галерея, зал № 33, Москва

Описание картины "Демон поверженный"

«Демон поверженный» — картина российского художника Миши Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.

Содержание

1 Описание картины 2 История сотворения 2.1 Выставка «Мир искусства» 3 Другие «Демоны» 4 Примечания

Описание картины

Набросок, 1901 год. Набросок, 1901 год. Набросок, 1901 год.

Картина выполнена на холсте маслом. Размеры 139×387 см. Фоном картины является горная местность в красном закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры беса, как будто зажатого меж верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в личном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более схожими на витражи либо панно. Такового эффекта живописец достигнул при помощи плоских мазков, выполненных мастихином.

История сотворения

В 1900 году Врубель снова обращается к теме «Демона». Ещё не закончив полотно «Бес парящий» (1900), в 1901 году живописец начал писать подготовительные наброски к картине «Демон поверженный». Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Невзирая на в главном отрицательные отзывы критики тех пор, его популярность посреди ценителей живописи росла. Осенью 1901 года его жена Н. И. Забела писала сестре:

На деньках обедали делегаты Венского Сецессиона, очень милые венские живописцы, они в экстазе от Миши и всё желают забрать на выставку; к огорчению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку. Вообщем у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в различные общества, только средств не много платят, а слава его в Москве вырастает. С. И. Мамонтов вышел из кутузки и тоже просит от Миши эскизов.

В 1901 году у Врубелей родился первенец — отпрыск Савва. Ребёнок родился с челюстно-лицевым недостатком — заячьей губой. Сестра художника считала, что этот недостаток расстроил Врубеля. В разгаре работы над «Демоном» Врубель написал большой акварельный портрет шестимесячного отпрыска.

«Демон поверженный» был закончен в декабре 1901 года и некоторое количество дней выставлялся в Москве, как неоконченная картина.

Выставка «Мир искусства»

Сначала 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. Полотно произвело реальную сенсацию. Пока шла выставка, Врубель приходил к собственному «Демону» каждое утро и до 12-ти часов, когда было не много публики, переписывал собственного Беса, стирал и накладывал краски, менял позу фигуры и фон, но больше всего он сделал конфигураций в лице «Демона».

Александр Бенуа, наблюдавший за попытками Врубеля поменять законченную картину писал:

Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих страшных и красивых, до слёз волнующих картинах. Его Бес остался верен собственной натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и околпачил его. Эти сеансы были сплошным изымательством и дразнением. Врубель лицезрел то одну, то другую сторону собственного божества, то сходу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он стремительно стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение окаянным.

В 1-ые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психологического расстройства. Ах так говорила об этом супруга художника собственной родной сестре Екатерине Ивановне Ге:

Все близкие и знакомые замечали, что с Мишей Александровичем происходит что-то неладное, да и сомневались повсевременно все-же, потому что в речах его никогда не было абракадабры, он узнавал всех, все помнил. Он сделался только еще самоувереннее, закончил смущяться с людьми и гласил без умолку. В это время картину «Демон» перевезли в Петербург для выставки «Мира искусства», и Миша Александрович, невзирая на то, что картина была уже выставлена, каждый денек с ранешнего утра переписывал её, и я с страхом лицезрела каждый денек перемену. Были деньки, что «Демон» был очень страшен, и позже снова появлялись в выражении лица Беса глубочайшая грусть и новенькая краса… Вообщем, невзирая на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже будто бы росла, но жить с ним уже делалось нестерпимо.

В конце концов Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Живописец представлял себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать столичным генерал-губернатором, то преобразовывался в сударя русского, а то вдруг становился Скобелевым либо Фрином. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эру Ренессанса и расписывал стенки в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля исследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и нашел у художника поражение нервной системы.

Другие «Демоны»

Образ беса нередко встречается в творчестве Миши Врубеля. В 1890 году живописец пишет картину «Демон сидящий». В 1899 году живописец пишет картину «Демон летящий», где бес изображён как могучий владык мира.

«Бес сидячий», 1890

«Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, 1890

«Демон сидящий», 1890

«Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, 1890

Другие материалы в этой категории: « Картина Демон сидящий Картина Демон летящий »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный