Картина Даосский триптих У Даоцзы



Кто автор: У Даоцзы

Как называется картина: Даосский триптих

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 125,5 на 59 см.
  • Музей изящных искусств

Описание картины "Даосский триптих У Даоцзы"

Произведение представляет собой три картины (любая размером 125,5×59 см) с изображением даосских божеств, написанных на шёлке тушью, водяными красками и золотом; композиционно оно объединено в триптих, и, по всей вероятности, ранее использовалось в качестве культового предмета в даосской литургии. Триптих в 1912 году приобрёл в Китае японский учёный и спец по искусству Окакура Какудзо (1862—1913) для Музея Роскошных Искусств Бостона, США, и с того времени произведение хранится в собрании этого музея. Но храм, для которого триптих был написан, остаётся неведомым. Работа являет собой редчайший пример средневековой даосской иконографии.

Содержание

1 Сюжет 2 Описание 3 Неувязка авторства и датировки 4 Стиль 5 Библиография

§Сюжет

На триптихе изображена троица, популярная в даосской мифологии как Сань Гуань (три бюрократа), либо Сань Гуань Дали (трое величавых государей-чиновников). Это Тянь Гуань (Бюрократ небес), Ди Гуань (Бюрократ земли, другими словами земной стихии) и Шуй Гуань (Бюрократ воды, другими словами аква стихии). Согласно даосской мифологии, они управляют природными силами Неба, Земли и Воды и исполняют приказы Нефритового Правителя, наказывая либо поощряя людей, насылая на их давно ожидаемый дождик либо катастрофическое наводнение, вожделенное тепло либо изнуряющую засуху, и т. д. Считается, что Бюрократ земли в качестве наказания может вызвать даже землетрясение. В то же время они могли прощать проступки и злодеяния людей, и избавлять их от разных несчастий. С такими мольбами и обращались к изображённым на триптихе божествам последователи даосского вероучения.

Южноамериканская исследователница Сьюзан Ши-Шань Хуан, всесторонне исследовавшая это произведение, докладывает, что присутствие на картинах не только лишь самих трёх чиновников, да и огромного количества духов и призраков является свидетельством того, что в ритаульном смысле триптих представлял собой «лин сян» — набор созданий который употреблялся в даосских заупокойных обрядах «хуанлучжай», напоминавших буддийский «шуй-лу хуэй» (церемония подношения божествам вегетарианских угощений, которую, согласно старым текстам, организовал лянский правитель У-ди (464—549), взамен практиковавшегося до введения буддизма жертвоприношения животных). Согласно даосскому канону и этнографическим показаниям подобные картины вывешивались вместе с другими изображениями даосских божеств для совершения ритуалов отправки «писем к божествам» с просьбами об изгнании злых духов и спасении человечьих душ. Вмешательство галлактических сил должно было содействовать восстановлению естественного порядка во Вселенной, другими словами содействовать движению по пути (дао). Значимость Сань Гуань (трёх чиновников) для даосской литургии зафиксирована исследователями начиная со времён династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Сама структура небесной администрации в первый раз была описана в эру 6 династий (220—589 гг.) в трактате «Тайшан дунсюань линбао саньюань пиньцзе гуньдэ циньчжунь цзин» (Священный текст о величавых и малых качествах и системе правил Трёх Начал).

В различных даосских сектах мысль «трех чиновников стихий» нередко соотносилась с представлениями о «Сань юань» (три начала), в согласовании с которыми священными числились пятнадцатые числа первой, седьмой и десятой луны, связанные в свою очередь соответственно с небом, землёй и водой. В эти деньки проводились народные празднички; посреди их самый узнаваемый «Праздник фонарей», связанный с «началом сезона», которое происходило под управлением Бюрократа Небес.

§Описание

Приписывается У Даоцзы. Летающий бес. Копия рельефа из храма Дунъюэ в Цуяне, пров. Хэбэй, изготовленная натиранием.

На левой картине триптиха изображен Бюрократ воды Шуй Гуань. Он обозревает свои владения, передвигаясь по тучам верхом на драконе в сопровождении охраны и 2-ух служащих его канцелярии. Выезд Шуй Гуаня сопровождают также расположившиеся на туче спутники грозы — охранители молнии, а в нижней части — бесы грома.

Центральная картина триптиха посвящена Бюрократу небес Тянь Гуаню. Он посиживает в собственной Небесной канцелярии за впечатляющим столом, принимая просителей. Его окружает бессчетная окружение, подтверждающая его высочайший статус. За спиной Тянь Гуаня возвышается шикарный золотой экран-ширма, в непростой узор которого вплетено изображение дракона. Парадность и пышность сцены этого типичного «апофеоза бюрократа» в некой степени нивелируется выражением лица Тянь Гуаня, отражающего сразу строгость, справедливость и участливость, которые должны быть присущи высокому бюрократу с честью служащему Нефритовому Императору. Возможно, живописец сумел воплотить мысленный эталон всех админов так, как им хотелось бы смотреться, либо как они себя представляют.

На правой картине Бюрократ земли Ди Гуань верхом на жеребце в сопровождении собственной свиты возникает из горы. Над его головой держат впечатляющих размеров зонтик. Один из гвардейцев ведёт его жеребца под уздцы, направляя движение. Вся сцена происходит, по всей вероятности, осенней ночкой. В нижней части картины изображён ловец злостных ночных духов Чжун Куй (в период Юань он был известен и как заступник Нового Года), которого, по обычаю, аккомпанирует компания экзотичных бесов. Взор Ди Гуаня обращён к одному из бесов — тот указывает ручного орла для охоты на злых духов.

Исследователи отмечают композиционную симметрию трёх сцен: Бюрократ воды и Бюрократ земли вроде бы движутся к центру триптиха, где расположился Бюрократ небес: портрет Тянь Гуаня, вписанный в круг его свиты, является смысловым центром композиции (любопытно, что в росписях зала Саньцин даосского храма Юнлэгун, XIV в., пров. Шаньси, фигура Бюрократа небес также занимает особенное положение). Фигурам Чжун Куя и бесов в правой нижней части триптиха соответствуют фигуры охранителей молнии в высшей части левой картины, а явление бесов и утопающие в тумане крыши построек понизу на ней композиционно соответствуют пейзажу со горой и деревьями в высшей части правой картины.

§Неувязка авторства и датировки

Мастерская Ван Куя. Будда одолевает Мару. Деталь росписи «Житие Шакьямуни» из храма Яньшаньсы, Фаньшисянь, пров. Шаньси.

Триптих обычно приписывают кисти прославленного художника эры Тан (618—907) У Даоцзы (689—755), но до наших дней не дошло ни 1-го подлинного произведения этого мастера. После погибели У Даоцзы создавались каменные рельефы, копировавшие его произведения, да и эти рельефы в большинстве погибли. Сохранилась изготовленная натиранием минская (1368—1644) копия (эстампаж) 1-го из таких рельефов с изображением «Летающего демона» (рельеф ранее находился в храме Дунъюэ, Цуян, пров. Хэбэй). Исследователи лицезреют в нём близкое стилистическое родство с картинами триптиха. Южноамериканские искусствоведы Мэри Фонг (1989) и У Тун (1992) считают, что стиль изображения фигур триптиха очень близок манере У Даоцзы. Но является ли триптих вправду копией с несохранившегося произведения прославленного танского художника — с абсолютной достоверностью ни подтвердить, ни опровергнуть сейчас нереально.

Живший в государстве Цзинь (1115—1254) учёный Юань Хаовэнь (1190—1257) оставил сообщение о схожем триптихе, сделанном танским художником Чжу Яо (10в.). Учёный также обрисовал даосскую литургию, проводившуюся с ролью этого произведения. Заметки Юань Хаовэня свидетельствуют о том, что данная даосская тема была популярна в XII—XIII веках.

Современные исследователи отмечают стилистическую, техно и иконографическую близость триптиха храмовым росписям со сценами «Жития Шакьямуни» из Зала Манчжушри в Яньшаньсы, цзиньском (1115—1254) буддийском храме на горе Утай (пров. Шаньси). Росписи стенок этого храма были выполнены бригадой живописцев во главе с Ван Куем (завершены в 1167 году; в бригаду вместе с другими заходил узнаваемый живописец Ван Хуй, конкретно ему приписывают наилучшую часть росписей). Основываясь на близости этих 2-ух работ южноамериканский исследователь У Тун (1997) сделал заключение, что даосский триптих сотворен в XII веке предположительно проф живописцами с севера, специализировавшимися на религиозной живописи, как буддийской, так и даосской.

Марша Вейднер в работе, размещенной в 1986 году, также настаивает на северном происхождении произведения, но считает, что оно было сотворено в период правления династии Юань (1271—1368), о чём, по её воззрению, свидетельствует моделировка человечьих фигур, тяжёлых складок их одежд, и пейзаж в высшей части правой картины, написанный в манере Го Си (ок. 1020 — ок. 1090).

Ричард М. Барнхарт (1997) датирует произведение примерно 1150 годом и приписывает его неведомой художественной мастерской, в какой были мастер и помощники, подтверждая своё мировоззрение тем, что фигуры на картинах написаны одной рукою, а пейзаж определённо другой.

§Стиль

Вайшравана, парящий через водные места. Танка из Дуньхуана. сер. X в. Английский музей, Лондон.

Более тщательное исследование триптиха привело к выводу, что 1-ые две картины (Бюрократ воды и Бюрократ небес) совпадают в технике наложения туши и краски на шёлк, в более сложном украшательстве задника сцены, на которой разворачивается действо, в физиогномических особенностях лиц персонажей, и в их атрибутах, но отличаются от третьей картины (Бюрократ земли), которая написана в ином стиле. Это различие, может быть, является результатом работы различных живописцев из одной мастерской, но не исключено, что 3-я картина была написана совершенно в другое время. В пользу этого представления может служить и тот факт, что на коронах чиновников воды и небес красуется иероглиф «ван» (другими словами князь, владыка), в то время как на короне Бюрократа земли этот иероглиф отсутствует.

Живопись всех трёх картин представляет собой комбинацию фигуративных художественных стилей севера Центральной Азии, которые начиная со времён династии Северная Вэй (386—534) влияли на развитие китайского искусства. Посреди соответствующих черт северного стиля — изображение тяжёлых складок одежд и внедрение в живописи золота. Применение размывов туши для изображения пространственной глубины понятно со времен ранешних стеновых росписей в Китае и Центральной Азии.

Любопытна также тривиальная параллель меж буддийской и даосской живописью, которая следует из сравнения 2-ух, на 1-ый взор отдалёких друг от друга произведений: «Чиновник Воды» собственной иконографией припоминает танку с изображением Вайшраваны, найденную в пещере Дуньхуана, на которой это буддийское божество пересекает водные просторы на облаках схожим образом. Возможно, это следует считать свидетельством того, что одни и те же иконографические схемы могли употребляться живописцами и для изображения даосских, и для изображения буддийских божеств.

§Библиография

Мифологический словарь. М. 1992. стр. 481. Духовная культура Китая. Энциклопедия. т. 2, стр. 558—559. Richard M. Barnhart «The Five Dynasties (907—960) and the Song Period (960—1279)» in «Three Thousand Years in Chinese Painting». Yale University Press 1997, pp 106, 108. The World of Khubilai Khan. Chinese Art of the Yuan Dynasty. The Metropolitan Museum of Art, N-Y, Yale University Press, New Haven and London, 2010, pp 131—135. Wu Tung. Tales from the Land of Dragoons; 1000 Years of Chinese Painting. Exh. cat. Boston, Museum of Fine Arts, 1997, p 135. Weidner, Marsha Smith. «Ho Ch’eng and Early Yuan Dynasty Painting in Northern China» Archives of Asian Art 39, 1986; pp 5-22. Huang, Shi-Shan Susan. «Summoning the Gods: Paintings of Three Officials of Heaven, Earth, and Water and Their Association with Daoist Ritual Performance in the Southern Song Period (1127—1279)» Artibus Asiae, no.1, 2001. pp 5-52. Huang, Shi-Shan Susan. «The Triptych of Daoist Deities of Heaven, Earth, and Water and the Making of Visual Culture in the Southern Song Period (1127—1279)». Ph.D. diss., Yale University, New Haven, 2002.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный