Картина Даная (картина Рембрандта)



Кто автор: Рембрандт

Как называется картина: Даная

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1636—1647
  • Холст Государственный Эрмитаж

Описание картины "Даная (картина Рембрандта)"

«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, мамы Персея.

Когда правитель древнегреческого городка Аргоса вызнал о предсказании, согласно которому ему предначертано умереть от руки отпрыска Данаи, собственной дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, но, просочился к Данае в виде золотого дождика, после этого она родила отпрыска Персея.

Традиционный сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождика к находящейся в заключении даме. К этому сюжету обращались такие именитые живописцы как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

Содержание

1 Описание 2 Трактовка сюжета 3 История сотворения 4 Даная в Рф 4.1 Вандализм 4.2 Реставрация 5 Отражение в культуре 6 Примечания 7 Ссылки

Описание

Юная обнажённая дама в кровати освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Дама приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь вроде бы ощутить его собственной ладонью. Её наивный взор обращён в сторону света, губки чуток приоткрылись в полуулыбке. Перепутанная прическа, примятая подушка — всё гласит о том, что ещё минутку вспять, раскинувшись в дремотной неге, дама смотрела сладкие сны в собственной шикарной постели.

Даная. Кусок: лицо дамы

Даная. Кусок: кольцо на безымянном пальце левой руки

Даная. Кусок: правая рука обращена навстречу свету

Даная. Кусок: над изголовьем кровати - золотой малыш с крылышками, на лице которого застыло страдание

Обнажённое тело юный дамы завлекает внимание мягенькими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость ощущается во всей её фигуре, которая, невзирая на несоответствие современным канонам, является эмблемой женственности и красы.

В отличие от произведений других живописцев, на картине отсутствует золотой дождик, символизирующий Зевса, и взор Данаи ориентирован не ввысь, как можно было бы ждать, а в сторону протянутой руки.

Руки дамы украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце насажено кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати малыш с крылышками, на лице которого застыло страдание.

Трактовка сюжета

Искусствоведы длительное время предлагали разные толкования картины. Эмоциональность, с какой изображена дама; её лицо, наделённое ярко персональными чертами; отсутствие золотого дождика, который стал обязательным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что основная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались догадки, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, супруга Потифара либо Вирсавия. По воззрению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ждет жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчишка — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт поменял обычный золотой дождик золотым светом, как следует, дама — Даная.

История сотворения

Портрет Саскии кисти Рембрандта

Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после собственной свадьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Живописец лаского любит свою молоденькую супругу, нередко изображая её на собственных картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для реализации, а для собственного дома. Картина оставалась с художником прямо до акции распродажи его имущества в 1656 году. Длительное время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так разумеется, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Только сравнимо не так давно, посреди XX века, с помощью рентгеноскопии удалось отыскать ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с супругой Рембрандта более очевидное. Оказывается, картина была изменена после погибели супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким макаром, что скооперировали внутри себя обеих возлюбленных дам художника.

Не считая того, рентгеноскопия показала, что на начальном изображении находился золотой дождик, льющийся на Данаю, а взор её был ориентирован ввысь, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука дамы была повёрнута ладонью ввысь.

Даная в Рф

После акции распродажи имущества Рембрандта след картины пропадает. Только в XVIII веке «Даная» находится у известного французского собирателя Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После погибели Кроза (1740) большая часть картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда русская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила собственного неплохого знакомого Дени Дидро посодействовать ей с подбором материалов для коллекции. Дидро направил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана.

Вандализм

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже совместно с экскурсионной поездкой пришёл мужик, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале более ценная. После чего он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедля начала пузыриться, поменять цвет — в склянке была серная кислота. Злодей также достал ножик и успел два раза порезать картину.

Позднее экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался обитатель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который растолковал собственный поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан сумасшедшим (диагноз — вялотекущая шизофрения) и выслан в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, потом выслан в аналогичное заведение в Литве, откуда скоро был выпущен ввиду отделения Литвы от Русского Союза.

Реставрация

Первыми откликнулись спецы Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и сразу — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону отдал 1-ые советы: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а потом, приехав скоро в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, возможно, принадлежал к немногим химикам, которым на своем опыте сразу была отлично известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и яркого слоёв, грунта и холста.

Многие специалисты не верили в фуррор, считая, что картина утрачена навечно. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же денек. Через полтора часа промывания водой удалось приостановить действие кислоты, после этого картину укрепили веществом из рыбного клея и мёда, чтоб предупредить отслоение слоёв краски при высыхании.

Через три денька была сотворена особая муниципальная комиссия, которая рассматривала пути предстоящего восстановления картины: бросить изуродованное полотно как есть либо же вернуть картину, практически сделав её копию. В итоге было принято решение вернуть утраты, удалить следы кислотной реакции, в наибольшей степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были сделаны подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления яркого слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Последующим шагом было тонирование с внедрением техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из принципиальных критерий реставрации стало требование способности возврата к начальному варианту, зачем тонирование отделялось от уникальной живописи слоем лака.

Совсем реставрация завершилась только спустя 12 лет, в 1997 году, с того времени картина показывается в зале голландской и фламандской школ на втором этаже головного строения Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в текущее время картина защищена бронированным стеклом.

Отражение в культуре

Вокруг картины «Даная» под изменённым заглавием «Эгина» построен сюжет книжек Андрея Дмитриевича Константинова (Баконина) «Вор», «Журналист», по мотивам которых снят сериал Бандитский Петербург. Кинофильм 1-ый — «Барон». Упоминается также то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации.

Даная. Фрагмент: лицо женщины

Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки

Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету

Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати - золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный