Картина Бурлаки на Волге



Кто автор: Илья Репин

Как называется картина: Бурлаки на Волге

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1872—1873
  • Холст, масло Государственный Русский музей

Описание картины "Бурлаки на Волге"

«Бурлаки на Волге» — картина российского художника Ильи Репина, сделанная в 1870—1873 годах. Изображает артель бурлаков во время работы. Предположительно, пример критичного реализма, переходящего в натурализм. Картина имеет размеры 131,5×281 см и находится в Российском музее в Санкт-Петербурге.

Содержание

1 История сотворения 1.1 Наброски к картине 2 Отношение создателя к бурлакам 3 Предстоящая судьба картины 4 См. также 5 Ссылки 6 Примечания 7 Литература

История сотворения

Согласно мемуарам художника, план картины появился ещё в 1869 году, когда во время работы над конкурсной картиной «Иов и его друзья» он вкупе с Константином Савицким поехал на Неву на этюды. Увиденные им там в первый раз бурлаки произвели на Репина сильное воспоминание своим контрастом с неунывающим обществом и красочной природой. Тогда же был сотворен 1-ый акварельный набросок картины, включавший кроме фактически бурлаков и контрастировавших с ними дачников. Такая композиция картины была раскритикована Фёдорвеем Васильевым как «искусственная» и «рассудочная». Последний, вкупе с Иваном Крамским, отыскали стеснённому в то время в средствах Репину нужные для поездки на Волгу 200 рублей.

К этому же времени относится демарш Репина по поводу его вероятного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, заместо этого ему была гарантирована зарубежная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова. В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдорвея Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.

В 1870 году Репин сделал набросок карандашом в размере 18,3×32,7 см. Этот набросок сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве (№ 11488). Из наброска появилась 1-ая версия в масле в формате 23,5×50,5 см (Третьяковка, № 708). В марте 1871 года временная версия картины была выставлена в Санкт-Петербурге и награждена призом. В марте 1873 года Репин окончил работу.

Наброски к картине

Бурлаки на Неве. Один из первых эскизов

Алёшка поп

Бурлак (“Солдат»)

Голова бурлака

«Как за хлеб, так за брань»

Левка дурачок

Рыбинск

Левка-дурачок. Голова Канина

Бурлаки на Волге. Эскиз-вариант.

Нижний Новгород. Кремль

Бурлаки на Волге. Набросок

Нижний Новгород. Вид из Кремля на ярмарку

Саратов

Стога. Курумча

Канин

Один из эскизов к «Бурлакам»

Волжский пейзаж «Воровская»

Бурлаки идущие вброд, 1872, Холст, масло. 62 × 97 см, ГТГ

Бурлаки, тянущие лямку Бурлак1 Бурлак 1870—1873. Волжский пейзаж с лодками «Бурлак» Этюд к картине «Бурлаки на Волге». Бурлаки у костра 1870—1872.

Отношение создателя к бурлакам

Один из отзывов Репина о бурлаках:

- Какой, но, это кошмар, - говорю я уж прямо. - Люди заместо скота впряжены! Савицкий, неуж-то нельзя как-нибудь более благопристойно перевозить барки с кладями, к примеру буксирными пароходами?

— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

На картине вдалеке изображен буксир, как знак прогресса, никак не доходящий до обычных людей в Рф.

Другой, более поздний, отзыв был таким:

«Должен сознаться откровенно, что меня нисколечко не занимал вопрос быта и общественного строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтоб придать некий серьез собственному делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-либо рассказ либо подробность об их отношениях к обладателям и этим мальчикам-кровопийцам».

Но меня это нисколечко не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как чудно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шейке, а главное - цвет его лица!

— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

Владимир Стасов поощрял композиционные конфигурации, изготовленные художником, назвав предшествующий вариант полотна «почти еще только эскизом» и с ублажение отмечал, что последний вариант картины уже изготовлен «не для того, что бы разжалобить и вызвать штатские вздохи», а с целью показать сначала «виденные типы и характеры».

Предстоящая судьба картины

Картина была в первый раз выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и статуи, созданных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противоборство реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдорвей Бруни, к примеру, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина ограниченный публицист Алексей Суворин.

В то же время Стасов и Крамской приняли полотно экзальтированно, как подлинный триумф государственного гения, сопоставимый с реалистическими произведениями Гоголя. В своём «Дневнике писателя» Фёдорвей Достоевский проанализировал картину Репина и высказался о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве. Владимир Короленко скопировал гравюрную репродукцию и повесил её у себя в комнате. На Глобальной выставке картина захватила бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей величавым князем Владимиром Александровичем, который повесил её в бильярдной комнате Владимирского дворца:

Нужно правдy сказать, что великомy князю картина эта от всей души нравилась. Он обожал разъяснять отдельные нравы на картине: и расстригy попка Канина, и бойца Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишкy — yмнее всех собственных старших товарищей; всех их знал величавый князь, и я слышал своими yшами, с каким энтузиазмом он разъяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины.

— И. Е. Репин «Далёкое близкое»

См. также

Дубинушка

Ссылки

Бурлаки на Волге на Викискладе? Бурлаки на Волге (высочайшее разрешение, Гугл Art Project Волжские бурлаки…либо очарованные странники реки Ра

Бурлаки на Неве. Один из первых эскизов

Алёшка поп

Бурлак (“Солдат»)

Голова бурлака

«Как за хлеб, так за брань»

Левка дурачок

Рыбинск

Левка-дурачок. Голова Канина

Бурлаки на Волге. Эскиз-вариант.

Нижний Новгород. Кремль

Бурлаки на Волге. Эскиз

Нижний Новгород. Вид из Кремля на ярмарку

Саратов

Стога. Курумча

Канин

Один из эскизов к «Бурлакам»

Волжский пейзаж «Воровская»

Бурлаки идущие вброд, 1872, Холст, масло. 62 × 97 см, ГТГ

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный