Картина Брак в Кане Галилейской (картина Босха)



Неизвестен

Как называется картина: Брак в Кане Галилейской

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1560—80 Дерево, Темпера. 93 на 72 см.
  • Музей Бойманса-ван Бёнингена

Описание картины "Брак в Кане Галилейской (картина Босха)"

«Брак в Кане Галилейской» — картина неведомого нидерландского живописца (может быть, круга Босха) написана меж 1560 и 1580 годами. До наших дней дошли три «Брака в Кане», которые ранее связывались с именованием Босха - германского художника Хенрика Фунхофа, набросок неведомого младшего современника Босха (может быть Герарда Давида; находится в Лувре), также работу неведомого мастера испано-фламандской школы конца XV века (так именуемого «мастера церковных королей»).

Содержание

1 История 2 Композиция и символика 3 Галерея 4 Примечания 5 Литература

История

На 3-ий денек был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как не доставало вина, то Матерь Иисуса гласит Ему: «Вина нет у них» (…) Было же здесь 6 каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две либо по три меры. Иисус гласит им: «Наполните сосуды водою». И заполнили их до верха. И гласит им: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель кличёт жениха и гласит ему: «Всякий человек подаёт сначала неплохого вина, а когда гости напьются, худшего, а ты не плохое вино сберёг доселе».

Ин. 2:1—3, 6—10

Этот библейский сюжет и запечатлел живописец. Данную картину ранее относили к преждевременному периоду творчества художника и связывали с свадьбой Иеронима Босха на Алейт Гойартс ван дер Меервенне и полагая, что в ней отражено размышление художника о таинстве брака, которое воспринималось христианами как момент принятия благодати. Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской Христос благословил, освятил брак и сделал на нём волшебство перевоплощения воды в вино. Непростая структура «Брака в Кане», изобилующая не совершенно понятными современному человеку деталями, — это «мысли вслух» Босха о человеке, в каком рвение к земным удовольствиям уживается с надеждой на спасение души.

На этот момент картина маслом, а точнее ее древесная база, были точно датированы годами, когда Иероним Босх уже погиб. Может быть эта работа, как и две другие, изготовлена под воздействием не сохранившейся картины Босха, который является создателем композиции. Это предположение было вызволено некой своеобразностью в композиции и видах. Детали и фигуры, которые живописец вводит в данную сцену, нетрадиционны для иконографии этого сюжета. Такая, к примеру, уменьшенная в размере фигура в церковном облачении, стоящая на фронтальном плане подобно донаторам, но спиной к зрителю. Некие исследователи считают, что это распорядитель пира, а фигура его уменьшена, чтоб не загораживать изображение жениха и жены. Оживающие статуи на капителях колонн одни считают демонами, другие лицезреют в фигуре обыденное изображение Амура. Человек у буфета (в каком ранее лицезрели некоторый алтарь) с палочкой в руках казался колдуном либо алхимиком, творящим свои чудеса в противовес настоящим чудесам Христа. Непременно, эти и другие не совершенно понятные персонажи, введёнными в композицию, наделены принципиальным смыслом, но он ускользает от нас.

Композиция и символика

Набросок Коллекция Ротшильда, Лувр

За накрытыми столами торжественно восседают гости. Служитель заполняет водой последний из 6 кувшинов. Христос, как и Богородица, практически не выделяется посреди других гостей. Живописец изображает таинство брака и его телесную подоплёку. На фронтальном плане картины — собачки (символ верности в браке). Волынка в руках у музыканта, изображённого над головой жениха, имеет любовный смысл: круглый мешок показывает на даму, язычковая трубка — на мужчину. На столбе оживает демон-амур с натянутым луком, готовый пустить стрелу любви. Красноватый полог за спиной Христа прячет внутренние покои. Некие особенности стиля позволяют найти, что собаки на фронтальном плане и, может быть, музыкант и Амур, были дописаны позже.

Образ Иисуса исполнен святости и спокойствия. Даже изображая сцены земной жизни Спасателя, живописец не стремится наделить Его земными, человечьими свойствами. Позднее, уже в XVII веке, Рембрандт Харменс ван Рейн начнёт изображать Христа как человека, со слабостями, характерным людям, но на рубеже XV—XVI веков схожая трактовка была невозможна.

По средневековой традиции особенные празднички отмечались особенным угощением. Двое слуг несут главные блюда: голову кабана и лебедя. На помосте посиживает ухмыляющийся шут с волынкой. Слуга справа подставил рот под текущую сверху струйку из опрокинутого кувшинчика.

Многие исследователи отыскивают и находят в картине алхимические знаки, тем паче что волшебство, сотворённое Христом на свадьбе, — это волшебство перевоплощения. Фигуру человека на фоне буфета с сосудами, напоминающими алхимические реторты, некие считали изображением колдуна либо алхимика. Френгер в собственном воззвании к данному произведению (1950) обосновывает, что в нюансе иконографическом - это одна из самых таинственных картин Босха на библейскую тему. Хотя она и кажется классической, ее внутренняя концепция остается неясной. Живописец вольно обращается с сюжетом из Евангелия от Иоанна, меняя апостолов на "непонятное сборище современников". В Библии не описывается дом, в каком происходила свадьба, но Босх преобразовал его в "золоченую обитель достатка, превращенную в храм идолопоклонства. На заднем плане построен землистого цвета алтарь с языческими изваяниями и предметами поклонения. Евангельская история очерняется тут непонятными церемониями и колдовством так, что сцена женитьбы перевоплотился в представление драматического поединка чудотворца с чернокнижником". Френгер утверждает, что посреди гостей есть несколько евреев и здесь же следует вывод, что пред нами гильдия еретиков. Алхимия имела очень разработанную теорию, связанную с философией, астрономией, астрологией, другими словами со всем комплексом средневековых познаний. Босх, как и большая часть его современников, считал эти науки ложью. Вот почему в этой картине жених выбирает меж настоящим чудом, чудом Христа и неверным чудом алхимии. Босх припоминает зрителю о нескончаемом конфликте добра и зла.Прямо за этим исследователь уделяет свое внимание читателя на предполагаемого жениха с отсылкой на створку "Потоп" и его, типо, биографическое содержание, он задает вопрос и сам на него отвечает: "что делает жених? Слушает". Читателю предлагается разглядеть левую руку жениха, отставленный в сторону большой палец и мизинец, сложенные в знаке Братьев Свободного Духа. Три загнутых пальца призывают на помощь Святую Троицу и три главные добродетели. . Жених, таким макаром, старается отвести опасность, нависшую над ним и его женой. Как и следовало ждать, пред нами свадьба Якоба ван Алмангина. Малая фигура, стоящая по другую сторону стола напротив жены, "по всей вероятности, ее младший брат. Согласно еврейской традиции, обязанность приветствовать жену возлагается на младшего отпрыска, потому что он - основная надежда на благополучное продолжение рода". "Драматично смотрится сцена после возгласа "Silentium". Церемонимейстер, стоящий сзади жениха, хлопает в ладоши и приказывает волынщику закончить играть. Сейчас должен начаться пир. Слуги с сосредоточенным выражением на лицах скорым шагом заносят свои наизловещие блюда".

В наши деньки ученые вполне разоблачили данную мистико-поэтическую трактовку за полную несостоятельность. Как досадно бы это не звучало, факты, а в исследовании мы имеем дело с ними, никак не подтвердили трактовку Френгера. О Босхе в его время ничего не было понятно, и потому Френгер имел возможность писать про него все что угодно. Даже сейчас, о нем понятно очень не достаточно, но все главные источники и старенькые и новые сейчас доступны широкой аудитории. Будучи по складу собственного нрава человеком веселим и при всем этом достаточно увлеченным оккультизмом – Френгер предложил нам собственного Босха и добавил к нему в пару некоего Акоба ванн Алмангина – человека о существовании, которого нет ни 1-го документального свидетельства. Но жестокие исследователи кереж 5 лет после погибели не оставили камня на камне от теорий когда-то признанного искусствоведа. Так «землистый алтарь Мамы Земли» на самом деле оказался обычным нидерландским сервантом, а несчастный «церемониймейстер» выкрикивающий «selentium» - оказался пьянчужкой который ловит открытым ртом струйку из опрокинувшейся бутылки. Даже саму работу уже не относит кисти таинственного Босха, она атрибутируется, как картина неведомого нидерландского живописца (может быть, круга Иеронима Босха) написана меж 1560 и 1580 годами.

Галерея

Стандартная иконография сюжета

Деталь с "алхимиком"

Стандартная иконография сюжета

Деталь с "алхимиком"

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный