Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году. Следуя примеру живописцев Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал или утрировал некие черты собственных моделей, чтоб достигнуть идеальности или выделить выразительность формы. В этом полотне он прибавил одалиске три излишних позвонка, что было немедля увидено критиками.
Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачкам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под неосуществимым исходя из убеждений анатомии углом. Вкупе с тем картина производит воспоминание гармонии: создаваемый левым коленом острый угол нужен художнику, чтоб уравновесить построенную на треугольниках композицию.
Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого тела женщины.
Картина так и не была принята заказчицей. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. В текущее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре. Код: R.F. 1158.
Достойные внимания факты
Голова одалиски с малозначительными переменами повторяет голову дамы из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром год назад по картине Рафаэля, изображающей его возлюбленную Форнарину. Поза одалиски послужила основой одной из картин Амедео Модильяни. К теме одалисок прямо за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.«Форнарина», Рафаэль, 1518-1520
«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813
«Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917
«Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834
Литература
Cirlot L. Museo del Louvre I, Col. «Museos del Mundo». — Espasa, 2007. — Т. 3. — С. 174—175. — ISBN 978-84-674-3806-2.«Форнарина», Рафаэль, 1518-1520
«Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813
«Лежащая обнажённая», Амедео Модильяни, 1917
«Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834