Картина Больная девочка (картина)



Кто автор: Эдвард Мунк

Как называется картина: Больная девочка

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1886
  • Оригинальное название картины на английском: норв.
  • Холст, масло.
  • 119,5 на 118,5 см.
  • Национальная галерея

Описание картины "Больная девочка (картина)"

«Больна́я де́вочка» (норв. Det syke barn) — картина норвежского художника Эдварда Мунка, написанная им в 1886 году. Хранится в Государственной галерее Осло.

Содержание

1 История сотворения 2 Реакция критики 3 Примечания 4 Ссылки

§История сотворения

В базе картины лежат мемуары художника о заболевания и погибели его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877 году от туберкулёза (девятью годами ранее от такого же заболевания скончалась мама семейства, Лаура Мунк). Совершенно молодая (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая женщина с изможденным лицом полулежит в кровати, откинувшись на высоко поднятую подушку; рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, посиживает немолодая дама в тёмном платьице — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после погибели Лауры. Комната погружена в полумрак, но лицо девицы ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно как будто растворяется в потоке света либо само испускает свет.

Тематически картина перекликается с изображениями нездоровых деток, встречающимися у многих живописцев того периода — а именно, у покровительствовавшего юному Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»). В то же время, для Мунка она имела особенное, личное значение: погибель сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки практически за считанные недели, стала одним наисильнейших воспоминаний в его жизни, почти во всем повлияв на формирование его темного мироощущения. Несколькими годами позже он напишет ещё одно большое полотно, навеянное мемуарами о заболевания сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895; «Комната умирающего», 1895; «Девченка у постели умершей мамы», 1897—1899 и пр.) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая 6 красочных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет). Позже Бетси докладывала, что картина частично воодушевлена визитом доктора Кристиана Мунка в дом Нильсенов — их десятилетний отпрыск сломал ногу. Эдвард, ассистировавший папе при оказании помощи мальчугану, был впечатлён видом Бетси, со слезами на очах утешавшей брата, и перед уходом попросил разрешения сделать с неё несколько набросков.

§Реакция критики

«Больная девочка», одно из первых больших полотен Мунка, в первый раз была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. Хотя тема для картины, как ранее говорилось, была избрана полностью обычная, на юного художника обвалился шквал критики: публику возмутило то, что юный живописец осмелился предоставить на выставку работу, казавшуюся незавершенным этюдом. Богемный писатель Ханс Егер в своём очерке о выставке цитирует свойственное выражение 1-го из гостей: «Выставлять такое! Это скандал! Картина не завершена и аморфна, сверху вниз изображение рассекают странноватые полосы…» Редакция одной из газет писала: «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молчком пройти минуя его картин. Картины Мунка существенно снизили уровень выставки. Приняв эти картины, жюри оказало ему нехорошую услугу». Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более благожелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании улучшать технику. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как эталон «дегенеративного искусства» под схожими предлогами; на данный момент он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Сам Мунк считал эту работу очень принципиальной себе и потом называл её «своим прорывом».

§

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный