Содержание
1 Сюжет 1.1 Возникновение идеи картины 2 Достойные внимания факты 3 Примечания 4 СсылкиСюжет
В. М. Васнецов у картины «Богатыри». Москва. 1898.Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не оскорбляют ли где кого?».
На картине изображены три богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои российских былин). В центре на вороном жеребце Илья Муромец, глядит вдаль из-под ладошки, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Слева на белоснежном жеребце Добрыня Никитич, вынимает клинок из ножен, готовый в хоть какой момент броситься в бой. Справа на жеребце рыжеватой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. В сопоставлении со своими товарищами он молод и строен. На боку у Алёши Поповича колчан. Трое богатырей стоят на широкой равнине, переходящей в низкие бугры, среди пожухлой травки и время от времени проглядывающих малеханьких ёлочек. Небо облачное и тревожное, значит грозящую богатырям опасность.
«Воскресив превосходные в собственной духовной мощи образы былинных защитников Старой Руси — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича — Васнецов стремился на пороге ХХ века обозначить преемственность геройского прошедшего российского народа с его величавым будущим. При всей конкретности образов, богатыри воспринимаются как сказочное олицетворение созидательных сил российской земли. Могучие фигуры на жеребцах вздымаются подобно горам либо великанским деревьям. Под копытами богатырских жеребцов хрупкая юная поросль елочки и сосенки — метафора преемственности поколений. Прибегая к изобразительной гиперболе, Васнецов наделяет собственных героев извечными свойствами российского нрава. Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрейшую неторопливость и опору на опыт и традиции народа. Гордый боевой дух и рвение защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче. А в виде Алеши Поповича отыскало отражение поэтическое, созерцательное начало российской души, чуткость ко всем проявлениям красоты».
Возникновение идеи картины В. М. Васнецов 1-ый рисунок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.В. М. Васнецов описывал возникновение идеи картины так:
Попался рисунок 3-х богатырей. Написал в мастерской Поленова. Гласили о репинском подводном королевстве, здесь Вася и показал письмо Чистякова. Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.
«Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние воспоминания от былины задать должно тон воде и всему; вода здесь ни при чем. Цвет и густота воды бывают различные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старенькой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сходу по возвращении из Рябова: пушистые могучие жеребцы, могучая троица богатырей.
Так и встало перед очами: взгорья, простор, богатыри. Чудный сон юношества.
Нарисовал в единочасье, поднес Васе в подарок, а тот посмотрел и произнес строго, по-чистяковски, это в нем было, чистяковское — за все искусство ответ держать и о каждом рисунке хлопотать.