Картина Битва греков с амазонками



Кто автор: Питер Пауль Рубенс

Как называется картина: Битва греков с амазонками

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1618
  • Оригинальное название картины на английском: Slag van de Amazones Дерево, масло Старая Пинакотека

Описание картины "Битва греков с амазонками"

«Битва греков с амазонками» либо «Битва амазонок» — картина Питера Пауля Рубенса, написанная в 1618 году, является одним из самых драматических полотен эры барокко и всей европейской живописи в целом.

Содержание

1 История сотворения 2 Легенда 3 Особенности 4 Композиция 4.1 Морде де Пиль. «Битва с амазонками» 5 См. также 6 Литература 7 Ссылки

История сотворения

Картина была заказана знатным антверпенским негоциантом и меценатом Корнелисом ван дер Геестом, который первым признал талант художника. Мастер начал создание этого полотна возможно в 1615 году, а закончено оно было только к 1619 году. С его помощью Рубенсу также удалось получить заказ на картину «Воздвижения Креста» в 1610 году для Собора Антверпенской Богоматери. Сейчас картина хранится в пинакотеке (Древняя Пинакотека) городка Мюнхена.

Легенда

В базу сюжета картины положена старая эпическая легенда, которая говорит:

Пенфесилия, королева амазонок, решив умилостивить богиню Артемиду, выступила со своими воительницами-амазонками во главе троянского войска против греков. 1-го за другим сражала славных героев Греции могучая дочь бога войны Ареса. Дрогнули греки и начали отступать. Но здесь на помощь грекам явились Ахилес и Аякс Теламонид, сначало не участвовавшие в битве. Храбро ринулась на Ахилеса Пенфесилия, но могучий Ахилес пронзил её копьем совместно с жеребцом. Лишившись собственной геройской предводительницы, амазонки были разбиты.

Особенности

На полотне изображен сюжет мифологической битвы аргонавтов с воинственными дамами — амазонками. Картина представляет собой переплетение человечьих и животных тел с обилием форм движения и расположения деталей в композиции, и в итоге все «формы распада» на картине приходят в единое целое — эллипс. Любая деталь отражает великолепие каждого тела, каждого до мелочи проработанного предмета, изображенного неподражаемой техникой света и тени. В картине ярко выражена тема переноса мифологического сюжета и тогдашней политической ситуации — объявления Тридцатилетней войны (1618—1648) в Европе.

Композиция

«Битва греков с амазонками» передаёт дух напряжённой, гневной схватки. Это одно из самых лирических и, невзирая на воинственный сюжет, одно из более гармонических творений Рубенса. По небу проносятся свинцово-сизые и пламенные тучи. Скачущая кавалерия припоминает ворох осенней листвы, подхваченной ветром: пурпуровые накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадок, блики на стали доспехов… Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное течение реки и устойчивые арки моста. Это увеличивает драматизм сцены: мост надёжен, но очень мал, чтоб вместить скопище людей и жеребцов. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками отдалёкого пожара. Картина написана быстрыми, энергичными мазками.

В особенности впечатляет в картине изображение лошадок, которыми Рубенс всегда восторгался. Он сделал тип безупречного жеребца — с узенькой головой, широким крупом, быстрыми ногами, длинноватой развевающейся гривой, с хвостом, схожим на султан, с трепещущими ноздрями и пламенным взором. Изображение жеребца он нередко использовал в композициях собственных портретов, охот, битв и религиозных сцен.

Морде де Пиль. «Битва с амазонками»

Отрывок из работы Морде де Пиля «Беседы о осознании живописи и о том, как должно судить о картинах.» (Париж, 1677) Беседа 2-ая (Описания картин из собрания барона де Ришелье)

Это сюжет, видимо, упомянутой Геродотом битвы, в какой амазонки были разбиты афинянами, на что, а именно, указывают слова Афины на штандартах. Все предметы расположены на картине самым красивым и качественным методом, какой только можно для себя представить. В качестве места боя живописец выбрал берега реки Термодона; воспользовавшись случаем изобразить самые ужасные эпизоды боя, он показал сразу и мужество и поражение амазонок, так что при виде картины обе эти её черты поражают воображение. Картина содержит более 100 фигур, из всех иных на полотне выделяются три главные группы. Посреди, на мосту, — разгар битвы. Тут сначала внимание завлекает амазонка, падающая с жеребца и готовая быстрее умереть, ежели бросить знамя; двое воинов вырывают его из её рук и сразу грозят ей, один — ударом клинка, другой — сабли. Рядом с этой группой двое всадников берут в плен Талестриду, королеву мужественных дам. Два жеребца грызутся, встав на дыбы, и топчут копытами тело афинянина, отрубленную голову которого уносит амазонка.

По одну сторону моста — разгром и бегство амазонок, по другую — нападающие афиняне во главе с Тезеем. В его виде и в его приверженцах ясно видны признаки победы, а посреди воинственных дам — признаки разгрома. Так, одна из их, раненая, свалилась с жеребца и запуталась ногой в попоне; скачущий прямо за беглянками жеребец волочит её по земле посреди бессчетных трупов. В конце концов, две группы по краям картины более выдвинуты вперед. Одна состоит из 3-х амазонок, вытесненных с моста и падающих вкупе с жеребцами в воду; страшный и странноватый кавардак этих фигур совсем изумителен и непременно достоин фантазии Рубенса. Другая боковая группа, с обратной стороны картины, состоит из трупов амазонок, которых грабит афинянин, также из нескольких всадниц; чтоб спастись, они бросаются во весь опор в реку, по пути убивая и опрокидывая в воду 2-ух афинян. Посреди фронтального плана две амазонки спасаются вплавь, а труп третьей ещё держится на воде, но готов скоро пойти ко дну. Под аркой моста фавориты увозят в ладье нескольких пленниц; одна из их поражает себя в грудь своим клинком, другая цепляется за мост, пытаясь спастись. Несколько далее на берегу отряд всадников скачет во весь опор к пылающему городку. Дым пожара застилает фон всей картины. Таким макаром, это произведение в целом и все его части в отдельности внушают кошмар; это совершенное изображение кровавой, упрямой битвы, полной победы афинян и мужественного сопротивления амазонок. Я не стану гласить об отдельных фигурах, их выражении и позах. Все тут отличается верным рисунком, при этом жеребцы изображены с в особенности огромным искусством и тонкостью. Спектр заслуживает похвалы, но он не настолько же неплох, как в других картинах: все только набросано, это всего только набросок и план более большого произведения.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный