Содержание
1 История и описание 2 Отзывы 3 См. также 4 Примечания 5 СсылкиИстория и описание
От начала работы над картиной до её окончания прошли четыре года. Левитан замыслил эту картину и начал работу над ней в Подмосковье, когда он проводил лето 1885 года на усадьбе Киселёвых «Бабкино», находящейся на реке Истре, неподалеку от Нового Иерусалима. А заканчивал Левитан эту картину в 1889 году, будучи в Плёсе — маленьком городке, расположенном на правом берегу Волги, куда живописец приезжал в течение трёх лет, с 1888 по 1890 год, и где он сделал многие известные картины. В XIX веке Плёс принадлежал к Костромской губернии, а в XX веке вошёл в Приволжский район Ивановской области. Плёсская берёзовая роща, которую избрал Левитан, была размещена на окраине городка, неподалеку от кладбищенской церкви под заглавием Пустынка. Живописец пришёл туда с картиной, начатой в Подмосковье, и в конце концов окончил её.
Картина построена на игре света и тени на берёзовых стволах, также на свежайшей зелёной травке и листве деревьев. Это достигается с внедрением широкой палитры цветов зелёного цвета, также выразительных способностей фактуры, так что создаётся воспоминание сияния и излучения жизнеутверждающей энергии. Изображая солнечные блики на деревьях, переходы и вибрацию цвета, живописец частично употребляет приёмы импрессионистской живописи.
Отзывы
Искусствовед Владимир Петров писал :
Любопытно сопоставить «Берёзовую рощу» Левитана с аналогичной картиной Архипа Куинджи, пользовавшейся тогда широкой известностью у российской публики («Берёзовая роща», 1879). Если Куинджи принимает свет солнца, как величавое, непостижимое, влекущее к для себя человека физическое явление, то Левитан глядит на мир, имея в базе дела к природе некоторый психический модуль человечности. Берёзки являются в его картине не только лишь сгустками света и цвета, зажжёнными потоком солнечных лучей, да и самыми радостными и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и все вокруг их, собственной жизнью, духовно близкой художнику.А живописец Борис Иогансон отмечал:
Самый факт способности работы над пейзажем, таким маленьким, в течение пары лет, с перерывами, опять возвращениями к данной теме и сохранением при таковой долговременной работе непосредственности чувства и таковой пленительной свежести самой живописи меня просто поверг в изумление, и до сего времени я не перестаю изумляться этому совершенству, этому бриллианту даже в творчестве Левитана. На 1-ый взор картина «Берёзовая роща» не пленяет нас некий особой композицией, каким-то изыском композиционного порядка, но если мы всмотримся поглубже и внимательнее, то увидим, что композиция необычна, необыкновенна. Всё представляется случаем увиденным, но по сути это очень обмысленная, искрометно организованная и очень непростая композиция…