Содержание
1 Сюжет 2 Единение с природой 3 Достойные внимания факты 4 Ссылки 5 Галерея — Бегство Святого Семейства в Египет§Сюжет
Основная статья: Бегство в ЕгипетСюжет картины основан на евангельском рассказе о бегстве Святого Семейства в Египет, чтоб избежать избиения вифлеемских малышей:
Он встал, взял Малыша и Матерь Его ночкой и пошёл а Египет, и там был до погибели Ирода, да реализуется реченное Господом через пророка, который гласит: из Египта воззвал Я Отпрыска Моего (Мф. 2:14-15)Никаких дополнительных подробностей бегства в Евангелии не приводится, но в апокрифах упоминаются детали путешествия, такие как встреча с разбойниками на дороге либо рассказ о дереве, укрывшем Святое семейство от зноя. Обычно, главными персонажами этой сцены являются Дева Мария, едущая на ишаке с Малышом на руках, и Иосиф, ведущий ишака.
§Единение с природой
Зритель ощущает себя оказавшимся в мгле, к которой его глаза равномерно приспосабливаются. Поначалу в глаза бросаются небесная сфера и Млечный путь, созвездия, полная Луна, отражающаяся в тихой глади воды, и большие тёмные деревья, на фоне которых изображено Святое семейство. Иосиф и Мария с малышом размещены в нижней части полотна таким макаром, что зритель сходу проникается высотой деревьев и неба.
Слаб огнь факела в руке Иосифа, звучно и забавно трещит костёр на привале пастухов в левой части полотна. Ночь главенствует на картине, она делает бегство потаенным, костёр — некомфортным, лес — глубоко молчащим, а воду — загадочным зеркалом. Наблюдающий чувствует себя в центре происходящего, напрягает глаза, пытаясь рассмотреть предметы в мгле, и затаив дыхание прислушивается к каждому шороху. Благодаря Эльсхаймеру тема природы, живущей собственной своей жизнью, крепко вошла в современную живопись.
§Достойные внимания факты
Адам Эльсхаймер является одним из первых живописцев, смогших с ювелирной точностью изобразить небесную сферу. С очень большой вероятностью можно сказать, что он 16 июня 1609 года около 21:45 следил в округах Рима звёздное небо в подзорную трубу. Данный факт узнали учёные Германского музея в 2005 году. Констелляция изображённых на картине Луны и звёзд Млечного пути соответствует широте Рима.
§
Джотто
Рембрандт, 1626