«Фоли-Бержер» — варьете и кабаре в Париже. Находится по адресу улица Рише 32. В конце XIX века это заведение воспользовалось большой популярностью. Мане нередко посещал «Фоли-Бержер» и в конечном итоге написал эту картину — последнюю, которую он представил на Парижском салоне перед собственной гибелью в 1883 году.
Мане делал эскизы к картине прямо в баре, находившемся на нижнем этаже варьете справа от сцены. Позже он попросил барменшу Сюзон (фр. Suzon) и собственного друга, военного художника Анри Дюпре (фр. Henri Dupray), позировать в мастерской. Вначале базу композиции должны составлять стоящие друг против друга барменша и клиент, увлечённые разговором. Об этом свидетельствуют не только лишь сохранившиеся эскизы, да и рентгеновские снимки картины. Позже Мане собрался сделать сцену более многозначительной. На заднем плане видно зеркало, в каком отражается неограниченное количество людей, заполняющих помещение. Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая своими идеями барменша. Мане удалось передать чувство неописуемого одиночества среди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, наблюдающей за акробатом на трапеции, которого можно увидеть в верхнем левом углу картины.
Если посмотреть на бутылки, стоящие на мраморной стойке бара, можно увидеть, что их отражение в зеркале не соответствует оригиналу. Отражение барменши тоже нереально. Она глядит прямо на зрителя, в то время как в зеркале она обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия принуждают зрителя задуматься, реальный либо воображаемый мир изобразил Мане.
Зеркало, в каком отражаются фигуры, изображённые на картине, роднит «Бар в „Фоли-Бержер“» с «Менинами» Веласкеса и «Портретом четы Арнольфини» ван Эйка.
§Источники
Gary Tinterow Manet/Velázquez: The French Taste for Spanish Painting. — Metropolitan Museum of Art, 2003. — 608 с. — ISBN 0300098804. Ines Janet Engelmann Impressionism: 50 Paintings You Should Know. — Munich, Berlin, London, New York: Prestel, 2007. — С. 88—89. — 144 с. — ISBN 978-3-7913-3843-9.Работы Эдуарда Мане
Огюст и Эжен Мане, предки художника (1860) • Испанский гитарист (1860) • Лола из Валенсии (1862) • Завтрак на травке (1863) • Олимпия (1863) • Портрет Эмиля Золя (1868) • Портрет Леона Леенхоффа (1868) • Балкон (1868—1869) • Стальная дорога (1873) • В лодке (1874) • Сливовица (1877) • Портрет мадам Гийеме (1880) • Зайчик (1881) • Бар в «Фоли-Бержер» (1882)