в семье первого директора Школы садоводства, огородничества и пчеловодства (в текущее время это Борзнянский муниципальный сельскохозяйственный техникум). Нередко бывал совместно с папой в великосветских имениях, где лицезрел наилучшие эталоны европейской живописи, гобеленов, кафелей, фарфора. Потом ребенок показал тягу к рисованию.
Его судьбу сначала ХХ-го века почти во всем обусловила смертельно страшная тогда болезнь — скарлатина. Переболев ею в детстве, Александр Саенко выжил, но навечно растерял возможность слышать и гласить.
Учëба в Петербургском императорском училище глухонемых развила в нëм художественные и практические способности грядущего художника. Обучение живописи прошëл поначалу в родном г. Борзна - под управлением воспитанника Петербургской Академии художеств Андроника Лазарчука. Позднее перебрался в Киев, в сентябре 1917 года удачно сдал экзамены в художественную школу. По окончании этого заведения перебрался в Миргород, в художественно-промышленный институт.
Потом в 1928 закончил Киевский художественный институт (сейчас Украинская Государственная академия изобразительного искусства и архитектуры). Ученик Василия Кричевского и Миши Бойчука.
Работал в области монументального и монументально-декоративного искусства в технике инкрустации травой.
Был зачинателем сотворения в 1964 году музея истории Борзнянского сельскохозяйственного техникума.
В 1975 А. Ф. Саенко было присвоено звание народного художника УССР.
Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Творчество
Саенко сознательно променял неповторимые акварели, которыми занимал сначала, на обыденную траву. Всë искусство Александра Саенко плотно сплетено с народным материалом — травой.
Для Саенко зрение было единственным средством связи с миром вокруг нас. Это ярко зафиксировано в его произведениях. Они все полны необычно выразительного ритма, динамики. Даже самые обыкновенные орнаменты на шкафах и ширмах проникнуты живым пульсом, неуловимым внутренним движением. Александр Саенко умел отличать 10-ки тонов и полутонов тростинок — от светло-матовых до глубочайших темно-ржаных.
Самое известное произведение Саенко — большая декоративная картина «Казак Мамай». Энергичность, быстрые контуры подчеркивают силу и могущество героя. Мамай посиживает в собственной классической позе, широкие плечи, сильные огромные руки, сосредоточенное лицо. Рядом жаркий жеребец — постоянный товарищ казака в грозных походах. Все панно трактуемое лаконически, собрано, цельно — все это присваивает ему ещё огромную выразительность.
Принципиальное место в жизни и творчестве Саенко занимала фигура Тараса Шевченко. Один из наилучших монументальных произведений художника — панно «На барщине пшеницу нажимала …» (1920).
Художника всегда тянула история Украины. Особенного внимания он уделял собственному земляку, уроженцу Борзны — Семёну Палию. Выразительный набросок, ясные цвета делают убедительный образ Палия в произведениях «Семён Палий», «Встреча Семёна Палия после Полтавской битвы».
А. Саенко — типичный новатор в использовании травы для высокохудожественных предметов быта и мебели. Он обосновал, что трава полностью применима и для дизайна интерьеров, и для сотворения обобщенных монументальных образов.
Сейчас Саенко именуют создателем особенной художественной техники. А его работы, некогда украшавшие дома культуры и гостиницы — безо всяких следов исчезают. Так во время приватизации 1-го из построек на Крещатике в Киеве пропало монументальное панно.
Память
5 ноября 1996 в Борзне в бывшем имении Саенко открыт музей художника - Борзнянский художественно-мемориальный музей «Усадьба народного художника Украины Александра Саенко». В состав коллекции музея входят картины, композиции, высокохудожественные предметы быта и мебель из травы.