Мельников Евгений Павлович




Биография

Мельников Евгений Павлович родился в Бузулуке 7 октября 1928 г. в семье священника. В Рф был голод, следствие бездумной коллективизации. Большевики объявили борьбу с религией, церкви разрушались либо запирались и отдавались под амбары и склады. Так и случилось с храмом, в каком служил Павел Иванович Мельников. Сам он в 1932 году был арестован, припомнили ему и происхождение из негоциантов – дед Евгения, Иван Иванович Мельников имел статус негоцианта 2-ой гильдии. Скоро семье сказали, что священник П.И.Мельников расстрелян.

Утратив супруга, спасаясь от голода и преследований, мама с четырехлетним Женей обязана была уехать в теплые, как ей казалось, сытые края, в Самарканд. Там она в 1935 г. погибла. Малеханького Евгения расположили в детский дом, а 1936 г. его забрал живший в Ташкенте брат мамы М.М.Ясенев. Да и там излишний рот пришелся не ко двору, ну и проживание в семье отпрыска репрессированного священника компрометировало русского служащего. В 1937 году мальчугана посылают вспять в Бузулук, где его приютил дядя, брат отца А.И.Мельников. Единственное, что скрашивало безотрадное существование мальчугана в чужой семье это неистребимое рвение отрисовывать. Он отрисовывал на всех обрывках, клочках бумаги в школьных тетрадях.

В военный 1942 г. Евгений Мельников пошел обучаться в Бузулукское ремесленное училище. В 1944 г. его посылают в Челябинск, где началась его трудовая жизнь на эвакуированном из Ленинграда в Челябинск Кировском заводе. Делали танки Т - 34 и снаряды к ним. Так он в качестве слесаря цеха безрельсового транспорта проработал на заводе, ставшим после войны Челябинским тракторным заводом до 1948 г.

Работая в цеху, Е.Мельииков стал посещать кружок рисования в заводском Доме культуры – это была отдушина от трудовых будней и возможность заниматься возлюбленным делом. В эти же годы над ребенком Евгением взял «шефство» юный рабочий Ф.Бухарин, который был эвакуирован из Ленинграда вкупе с заводом, да так и остался в Челябинске. Он был начитанным, нередко декламировал стихи российских и французских поэтов, и приохотил к поэзии Евгения Мельникова.

Успехи в рисовании Евгения были настолько явны, что управление Дома культуры послало его картинки в Самаркандское художественное училище. В 1948 г. из Самарканда пришел вызов, Е, Мельников удачно сдал вступительные экзамены и стал обучаться живописи в Самаркандском художественном училище. В училище, основанном известным живописцем и преподавателем П.П,Беньковым, в годы войны работали эвакуированные из Москвы и Ленинграда известные живописцы, посреди которых были С.Герасимов, Е Кибрик, Т Жирмунская, В.Ингал и другие. И после войны в Самаркандском художественном училище обучение рисунку, живописи и композиции оставалось на высоте. Сам П.П.Беньков был уже болен и не преподавал, но нередко бывал в училище и просматривал работы молодых живописцев.

После погибели П.П.Бенькова в 1949 г. училище из Самарканда было переведено в Ташкент под заглавием Республиканское художественное училище (РХУ) имени П,П,Бенькова. Евгений Мельников продолжил учебу в училище в Ташкенте, где его преподавателями были А.Гольдрей, А. Лунев, А.Пузыревич, и в 1953 году Мельников с различием закончил его (Диплом А № 929401).

В 1954 г. Евгений Мельников – поступил на отделение живописи Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н.Островского, в 1960 г. закончил его (Диплом О № 180976). В различные годы он обучался красочному мастерству у таких узнаваемых живописцев, как О.Татевосян, Р.Ахмедов, Ю. Елизаров, Урманче, В.Подгурский,. получивших в свое время художественное образование в высших учебных заведениях Москвы, Ленинграда и др

С 1961 г. начинается творческая деятельность Евгения Мельникова, его произведения повсевременно экспонируются на всех больших и репрезентативных выставках. В 1965 г. он стал членом Союза живописцев СССР, что в те времена являлось официальным признанием его значимости как художника.

Творческий процесс Евгений Мельников совмещает с педагогической деятельностью: в 1964 - 1972 гг. – преподает в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова, с 1972 по 1976 гг. работает в Республиканской музыкально - художественной школе - интернате. С 1984 г. по 1988 г. преподает на кафедре живописи художественного факультета Ташкентского театрально-художественного института. Многие из его учеников потом стали проф живописцами. К началу 1970 - х гг. относятся 1-ые поэтические опыты Евгения Мельникова.

В 1983 г.в Ташкентском издательстве литературы и искусства им. Г.Гуляма выходит в свет альбом «Евгений Мельников», к которому искусствовед В.Л.Лаковская написала вступительную статью, с серьезным и благожелательным анализом его творчества.

К началу III тысячелетия Е.П.Мельников приходит как общепризнанный мастер кисти. В 1998 – Указом Верховного совета СССР он был награжден орденом Дружбы народов. После пары лет подготовки, в 2004 году в Ташкенте в Центре Современного искусства Академии художеств Узбекистана свершилась его 1-ая и единственная в Узбекистане индивидуальная выставка. Благодаря усилиям куратора этой выставки искусствоведа Л.Х. Кодзаевой к ее открытию был издан маленьким тиражом – 500 экземпляров - сборник поэзии Е.Мельникова «Лики и образы».

Признанием наград Е.Мельникова в развитии современной красочной школы Узбекистана стало присвоение ему в 2005 г. знатного звания «Народный живописец Республики Узбекистан».

26 сентября 2010 г. Евгений Павлович Мельников скончался в Ташкенте.

Оценка его деятельности

Есть живописцы, для которых рисование и работа красками на холсте является профессией, ремеслом. Для других искусство – это призвание. Евгений Павлович Мельников рано понял, что живопись – его актуальное призвание.

Когда сначала 60 - х гг. прошедшего столетия произведения Евгения Мельникова стали появляться на выставках, он по собственному творческому «стажу» числился юным художником, невзирая на то, что по возрасту уже разменял 4-ый десяток. Его полотна, сходу завлекли зрителей энергией мазка, красочным характером и непривычными композиционными приемами.

Когда Евгений Мельников обучался в Самаркандском художественном училище, его возлюбленным преподавателем была Анна Ивановна Артабадская, сосланная в Самарканд вдова репрессированного дипломата. Как писал Е.П.Мельников в собственных мемуарах, она на упражнениях втолковывала ученикам: «Рисунок полегче… И сочнее, сочнее берите краску! Набирайте цвет… - Эти слова Анны Ивановны легли в базу моей долголетней творческой практики».

В его бессчетных натюрмортах мы лицезреем композиции, включающие такие классические для этого жанра предметы, как фрукты, цветочки, предметы быта, драпировки тканей и государственных вышивок, также такие непривычные для традиционных натюрмортов вещи, как тонкие ряды бутылок, схожих на органные трубы, копченую рыбу, газеты и канделябры с пылающими свечками. Нарушая традиционные каноны, он употребляет приемы оборотной перспективы.

Воздействие французских постимпрессионистов века на формирование творческого миропонимания Е.Мельникова не только лишь не отрицается им, но даже подчеркивается. Он время от времени преднамеренно вводит в композиции собственных картин изображение произведений собственных возлюбленных живописцев – то «Автопортрет Ван Гога с отрезанным ухом», то «Обнаженную» А. Модильяни. В метафорическое полотно «Диффузия», отражающее восприятие художником понятий добра и зла, Евгений Мельников включает изображение иконы А,Рублева и кусок «Герники» П.Пикассо.

Поля Сезанна Евгений Мельников именует своим учителем. Ни при каких обстоятельствах не копируя манеру Сезанна, Мельников разработал свои стилистические приемы моделировки формы и лепки объемов цветом, завышенной «звучности» колорита, передачи вещественной сути предметов..

С начала 1970-х гг. имя художника Евгения Мельникова получило известность не только лишь в Узбекистане, да и за его пределами. Но творческая манера Евгения Мельникова, настолько дальная от господствовавшего тогда социалистического реализма, тотчас ставила критиков в тупик. Критики, признавая бесспорные художественные плюсы его живописи, мягко журили его за «формализм», ведь он никогда не писал исторических и революционных композиций, рабочих и колхозников, смело нарушал принятые стилистические и композиционные нормы.

Все же, музеи охотно получали его картины, а Министерство культуры, организуя забугорные выставки, включало в экспозицию полотна Е.Мельникова как свидетельство больших художественных достижений русской живописи. Его произведения повсевременно экспонировались на выставках в Ташкенте, Москве, Баку, Брюсселе, Хельсинки, Токио, Чикаго, Париже, Ганновере, и других городках мира.

Творческое наследство Евгения Мельникова включает огромное количество натюрмортов, портретов, композиций на тему «Художник и модель», картин анималистического жанра и пейзажей. Он писал портреты супруги и дочери, друзей, людей, близких ему по духу и увлекательных по собственной людской сущности – портреты «Старой актрисы», живописцев Рузы Чарыева и Лолы Бабаевой, искусствоведа Рафаила Такташа, химика У.Мусаева, и т.д. Его кисти принадлежит целая серия автопортретов – «Лик в зеркале», «Большая голова», «Автопортрет в черном свитере», «Автопортрет 1 апреля», и другие. 1-ый из их был написан в 1951 г., а последний в 2005 г. Для Мельникова автопортрет – это метод раскрыть миру свое внутреннее состояние, проанализировать свои мысли и чувства.

Определенным шагов творческой биографии Евгения Мельникова стала работа над монументальным полотном «Улак», посвященной узбекскому национальному виду конного спорта. Он работал над картиной более 5 лет, сделал огромное количество натурных зарисовок и этюдов и навечно полюбил лошадок. Образы жеребцов, знаков свободы и актуальной силы, стали героями его холстов «Улакчи-победитель», «Скачки на ташкентском ипподроме», «Время цветения трав», «Белые лошади», «Синие жеребцы времени», «Кентавр», «Час пламенной лошади» и огромного количества других, полных экспрессии, метафор и знаков.

Очередной цикл произведений Евгения Мельникова можно условно отнести к анималистическому жанру – это сюжетные композиции «Коррида», «Гибель тореро» и «Гибель быка». Страсть, борьба, несгибаемая воля к жизни, составляющие философскую сущность этих холстов, внезапно получили своеобразную интерпретацию в написанной художником много позднее поэтической балладе:

Бык должен,

Он должен, И может!!

Человека поднять на рога! Иль тот ему шпагу, не нож, Всадит в сердечко, как клинок во неприятеля.

(Из баллады Е.Мельникова «Бой быков»)

В 1980-е годы Евгений Павлович много времени проводит в поездках. Он нередко бывает в предгорьях Тянь-Шаня, в красочных кишлаках Сукок, Акташ, Бричмулла, Аккурган, пару раз совершает путешествие на Алтай. Там, на пленэре, его творческая мастерская. Природа дает ему полноту актуальных чувств, дает стимул к поискам новых красочных средств выражения. Он стремится туда, где «горы и люди мудры и наивно-просты». В такие поездки он увлекал и других живописцев, собственных друзей и единомышленников. Результатом этих пленэров выставки «Природа и художник», которые по традиции проводятся уже 3-ий десяток лет.

Евгений Павлович совершал свои пешие восхождения на горные склоны и спуски в ущелья не с малогабаритным этюдником в руках, а с полутораметровыми холстами на подрамниках и сходу писал готовое произведение. Красками на холсте и поэтическими строчками на бумаге он не уставал признаваться в любви к Природе.

Я приду, разложу свои кисти; Встанет белоснежный мой парус холста. Растворюсь в мироздании истин, Погружусь в голубые места.

(Из стихотворения Е.Мельникова «На природе»)

Пейзажные полотна «Лощина», «Май в Сукоке», «Лето в Акташе», «Алтай. На реке Катунь» и многие другие, - это, непременно, реалистические изображения природы, увиденные художником, наделенным даром узреть в обыденном сюжете – горы, горная река, кишлак, окруженный садами, птица, летящая в горных вершин - поэзию Природы и философский смысл земного бытия. Колористическое чутье давало подсказку ему избрать на гамме краски, передающие «лесов малахитовый сумрак», голубую листву тополей, пенную белизну водопадов, малиново-оранжевые каскады туч.

Будучи уже на склоне лет, Е.П, Мельников не выпускал кисти из рук, представлял на трибунал зрителей новые полотна, поражая неувядаемым красочным мастерством и любовью к жизни. Творчество Евгения Мельникова стало ярков страничкой в истории изобразительного искусства Узбекистана.

Живописные произведения Евгения Павловича Мельникова экспонируются в собраниях Муниципального музея искусств Узбекистана, Муниципального музея искусств Каракалпакстана им. В.Савицкого (Нукус), в Дирекции художественных выставок Академии художеств Узбекистана, в Ургенчской картинной галерее, в Самаркандском Муниципальном музее-заповеднике, в Бухарском Муниципальном музее - заповеднике. Большая часть работ Е.П.Мельникова находится в личных коллекциях и галереях Рф, Казахстана, США, Англии, Франции, Германии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Израиля, Италии, Турции, Голландии, Греции, Малайзии, Ливана.

Короткая справка о жизни и деятельности Е.П.Мельникова

1928, 7 октября - родился в Бузулуке в семье священника.

1932 - после ареста и расстрела отца переезд с мамой в Самарканд.

1935 – погибель мамы

1935 - 1936 – пребывание в детском доме.

1936 – переезд в Ташкент в семью брата мамы М.М.Ясенева

1937 – переезд Бузулук в семью брата отца А.И.Мельникова

1942 - 1944 – учёба в Бузулукском ремесленном училище.

1944 – 1948 – работа слесарем на в Челябинске на эвакуированном из Ленинграда Кировском заводе, потом на Челябинском тракторном заводе.

1948 – переезд в Самарканд, учеба в Самаркандском художественном училище.

1949 – переезд в Ташкент после закрытия Самаркандского художественного училища.

1949 - 1953 – студент Республиканского художественного училища им. П.П.Бенькова.

1954 - 1960 – студент факультета станковой живописи Ташкентского театрально-художественного института и. Островского.

1961 – начало неизменного роли на республиканских, всесоюзных и интернациональных выставках.

1965 – член Союза живописцев СССР

1964 - 1972 – преподает в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова.

1967 – 1-ые поэтические произведения.

1972 - 1976 – преподает в Республиканской художественной школе-интернате.

1972 – Вступает в брак, супруга Махтума Салимджанова, ориенталист, их дочь Ира, художник-анималист, закончила Столичное художественное училище им. 1905 г., в текущее время живет в Москве.

1973 – произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке «Узбекский натюрморт» в Москве.

1975 – произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке Брюсселе (Бельгия).

1978 – произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке в Токио (Япония).

1978 – произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке в Хельсинки (Финляндия)

1979 – произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке в Баку (Азербайджан)

1983 – издается иллюстрированная книга-альбом «Евгений Мельников»,Составитель и создатель вступительной статьи В.Л.Лаковская.

1984 - 1988 – преподает в Ташкентском театрально-художественном институте.

1989 – индивидуальная выставка произведений Е.П.Мельникова в Ташкенте, в выставочном зале Дирекции художественных выставок Министерства культуры Узбекистана.

1990 – индивидуальная выставка в Чикаго (США), Campanile Galleries.

1996 – Произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке в Париже (Франция).

1998 – Указом Верховного совета СССР награжден орденом Дружбы народов.

2000 – Произведения Е.П.Мельникова экспонируются на выставке в Ганновере (Германия).

2004 – индивидуальная выставка в Центре Современного искусства Академии художеств Узбекистана. Выходит в свет сборник поэзии Е.Мельникова «Лики и образы».

2005 – присвоено почтенное звание Народный живописец Республики Узбекистан

2010, 26 сентября – скончался в Ташкенте.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный