Малкин Борис Евсеевич



Когда родился: 26 января

Где родился: Прилуки

Когда умер: 20 ноября

Где умер: Минск

Гражданство: Российская империя

Жанр: Жанровые композиции, пейзаж

Где учился: Киевский художественный институт


Биография

Родился в Прилуках Черниговской области, в семье полиграфиста, что воздействовало на выбор профессии. После окончания в 1929 году Киевского художественного института переехал в Минск. Работал в Муниципальном издательстве БССР (1929—1936). Находясь под воздействием мастеров графики, представителей витебской художественной школы, стал заниматься станковой графикой, ксилографией и линогравюрой. Учавствовал в художественных выставках с 1929 года. Четыре из 20 выставок — индивидуальные.

В 1941 году, в 1-ые деньки войны, ушёл на фронт. В звании капитана танковых войск участвовал в боях под Смоленском и Москвой, где был ранен. После освобождения Минска, в 1944 году, возвратился к работе в театре. В послевоенные годы был подвергнут публичной травле через газету «Известия», априорно инкриминировался в формализме и космополитизме. Не было издано ни одной монографии о творчестве художника, его фото была сорвана со щита, посвящённого художникам-фронтовикам. Самовольно ушёл из жизни в 64 года, 20 ноября 1972 года.

Творчество

Работал в сценографии, книжной и станковой графике. В одном из ранешних циклов разрабатывал тему городов и местечек Беларуси: «Минск», «Местечко», «Старые города». Занимался еврейской темой: «Голова старика», «Дед и Внук», «Еврейская улочка», «Молитва». Графические листы бытового жанра отличались чёткостью композиций , чуток видными сарказмом и глубочайшим лиризмом: «Сваха», «Девушка», «Сватовство».

Оформил ряд книжных изданий: поэму Янки Купалы «Над рекой Аресой», поэму А. С. Пушкина «Евгений Онегин», сборник стихов Алоизы Пашкевич. Равномерно стал одним из самых приметных графиков республики. Был назначен управляющим отдела художественного дизайна Муниципального издательства БССР, оформлял журнальчик «Чырвоная Беларусь». Много работ Бориса Малкина этого периода находятся в Государственном Художественном музее Беларуси. Являлся членом Белорусского Союза живописцев с 1940 года.

С 1937 года стал заниматься сценографией. Оформил спектакли:

В Театре имени Я. Купалы: «Партизаны», 1938, «Милый человек», 1945 Кондрата Крапивы, «Паўлінка», 1944, «Прымакі», 1944, Я. Купалы, «Поздняя любовь» А. Островского, 1944, «Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947, «Госпожа министерша» Б. Нушича, 1956, «Остров Афродиты» А. Парниса, 1960 В Театре имени Я. Коласа: «Иринка» К. Чорного, 1941 В Российском театре: «Трактирщица» К. Гольдони, 1951, «Шальные деньги» А. Островского, 1951

С 1964 по 1972 годы создавал новые циклы монотипий в лаковой технике: «Повелитель Лир», «Корделия», чёрно-белые циклы «Жестокий Век» и «Клоуны», цикл в золотых тонах «Цирк». Воспоминания о собственной единственной зарубежной поездке живописец отразил в монотипиях «Набережная Сены», «Стамбул», «Итальянский дворик» и других.

В этот период Борис Малкин увлёкся резьбой по дереву. По его наброскам на предприятиях белорусской индустрии были выполнены стенные блюда и канделябры в металле и керамике.

Являлся создателем эмблемы Белорусского Художественного Фонда, первым директором которого он был в послевоенные годы. Создатель этикетки водки «Кристалл», эмблем Минского тракторного завода, минского велозавода. Разрабатывал интерьеры минской гостиницы «Спутник» и салона-магазина «Павлинка».

Личная жизнь

1-ая супруга Бориса Малкина погибла, когда его дочери Ляле (Лидии) было 1,5 года. В Купаловском театре живописец познакомился с ведущей актрисой — Верой Полло, которая скоро стала его супругой, также неплохой мамой девченке.

Память

Посмертная выставка произведений Бориса Малкина свершилась в 1974 году в Минске, в здании Союза живописцев БССР на Центральной площади. Куратором выставки была белорусский искусствовед Лариса Финкельштейн.

Из мемуаров Ларисы Финкельштейн:

Имя Бориса Малкина было закутано потаенной и восхищением коллег. Оно не сходило с уст искусствоведов, живописцев, актёров и режиссёров театра. Он был броским и увлекательным художником театра, работал в области плаката, уникальной графики, но особенное место в его творчестве и в истории белорусского искусства занимала его монотипия. Эта и без того редчайшая и непростая техника эстампной графики у Малкина имела совсем необыкновенную, свою специфику. Он работал не обыкновенными красками для монотипии, а лаками собственного производства. Их секрет до сего времени не разгадан. Лаки давали матовый великодушный сияние, гладкую, рельефную, как в энкаустике, фактуру. Его монотипии отличались также нестандартными для этого вида графики большенными размерами. Поверхность их не растеряла собственного свойства и спустя годы. Вдова художника, выдающаяся белорусская актриса, народная артистка БССР Вера Николаевна Полло, игравшая ведущие роли в Театре имени Янки Купалы, где Борис Малкин был художником-постановщиком ряда спектаклей, являлась зачинателем этой выставки. Она вкупе с дочкой Лялей привезла огромное количество работ — рисунков, монотипий, плакатов, жанровых композиций, портретов, натюрмортов. Примерно четвёртую часть всего этого удалось вместить в два малеханьких выставочных зала. Но, по оценкам коллег и родных Бориса Малкина, пришедших на вернисаж, выставка полностью давала представление о творчестве мастера.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный