Ладовский Николай Александрович




Биография

О жизни, учёбе и творчестве Ладовского имеются достаточно небогатые сведения, потому что его личный архив утрачен.

В 1914 году поступил на архитектурное отделение Столичного училища живописи, ваяния и зодчества. Получил диплом об окончании училища в 36-летнем возрасте. Со слов самого Николая Александровича, до поступления в МУЖВЗ он уже имел 16-летнюю архитектурно-строительную практику, был лауреатом нескольких строительных конкурсов, управлял технической стороной зданий в Петербурге, также имел опыт работы строителем и литейщиком. С 1918 года работал в строительной мастерской Моссовета, возглавляемой «старшим зодчим» И. В. Жолтовским и «главным мастером» А. В. Щусевым. К 1919 году Ладовский, не удовлетворённый направленностью работы мастерской, возглавил творческую оппозицию против Жолтовского. В мае 1919 года вошёл в сделанную при отделе ИЗО Наркомпроса Комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх, с ноября такого же года — Живскульптарх). В Комиссии участвовал в обсуждениях на темы развития архитектуры и искусства, общих заморочек формообразования, пространственных качеств архитектуры, создавал бессчетные проекты, в каких экспериментировал с динамической композицией. В 1920 году свершилась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой общественной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее воспоминание на участников и гостей выставки произвели проекты Ладовского. С сих пор Ладовского, ранее фактически не известного в строительных кругах, стали принимать как фаворита нового направления архитектуры — типичного антипода другому направлению (неоклассическому), возглавляемому Жолтовским.

С 1920 г. — педагог ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС, а дальше, после расформирования — МАРХИ. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) (1928). В базе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики прошлых эпох форм. Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и поочередную реконструкцию, так именуемую «параболу Ладовского».

Подход к образованию

Специфичность образовательной системы Ладовского:

1. Создание учениками личных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими мыслями, при этом уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах (что свидетельствует о наивысшем обострении и стимулировании творческой потенции ученика).

2. При консультации учеников Ладовский не эскизировал сам, он только гласил и оценивал их наброски.

3. При консультациях никогда не рекомендовал глядеть эталоны, чтоб ученик не переходил на копирование, а создавал свое новое; учил осознанию главных принципов архитектуры не на анализе прошедшего опыта и новейшей техники и материалов, а на логическом анализе формы.

4. Формирование рационализма (как нового в искусстве направления), методом прививания ученикам осознания таких основ формообразования, которые присущи архитектуре всех веков и не зависят от смены стилей и вкусов, также грозная и логическая критика безосновательных эскизов.

5. Ладовский ставил творческие задачки, устно излагая задания, для решения которых нужно было сделать совсем своеобразную объемно-пространственную композицию; постановка задания была, обычно, таковой, что, направляя идея ученика, она не стимулировала поисков аналогий в прошедшем.

Парабола Ладовского

Ладовскому принадлежит один из ранешних планов развития Москвы, предшественник Генерального плана реконструкции Москвы. По Ладовскому, при классическом развитии в радиально-кольцевом городке кольца обязаны расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту. Ладовский предложил разомкнуть одно из колец и дать городку возможность динамического развития в данном направлении (повдоль «оси»). Москва должна была принять форму параболы либо кометы с историческим центром городка в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. С течением времени Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом. По основной планировочной схеме «парабола» Ладовского близка к «динаполису» греческого конструктора К. Доксиадиса, показавшейся в послевоенные годы.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Постройки

Жилой комплекс с публичным корпусом РЖСКТ «Крестьянская газета»(1928—1931, Москва, Тверская улица, дом 6 строения 3 и 5); Наземный вестибюль станции метро «Красноватые ворота» (1935, Москва, Площадь Красноватые Ворота); Перронный зал станции метро «Дзержинская» (сейчас «Лубянка») (1934—1935, Москва).

Другие материалы в этой категории: « Лазарев Левон Константинович Ладо Сеидишвили »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный