Клычев Иззат Назарович



Когда родился: 10 октября

Где родился: аул Ялкым, Байрамалийский район

Когда умер: 12 января

Где умер: Ашхабад

Гражданство: СССР

Жанр: портрет

Где учился: ЛИЖСА имени И. Е. Репина

В каком стиле писал: социалистический реализм

На него(неё) оказали влияние школа: А. М. Герасимов




Биография

Родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (сейчас — Байрамалийский район Марыйского велаята Туркмении). «Отец Иззата Аннаклыч, мулла, образованный человек, просветитель и учитель, ещё до революции показывавший детям действующую модель Галлактики с вращением вокруг светила Земли и Луны, в 1933 году был репрессирован и с семьёй отправлен из горячей Туркмении в пронизанный ледяными ветрами Северный Казахстан. Там, в лагере, отец и мама погибли на очах у десятилетнего Иззата» . В 10 лет остался круглым сиротой, на попечении старшего брата Решида.

С 1938 года Иззат Клычев обучается при школе-интернате при Ашхабадском художественном училище. В 1940—1942 годах он — студент этого училища. Огромное воздействие на становление юного художника оказала его педагог Юлия Прокофьевна Данешвар — российская художница, ученица А. А. Дейнеки, её работы 1930—1940 годов — калоритные странички туркменской живописи.

Иззат Клычев писал: «И здесь судьба подарила мне дружбу с нашим педагогом живописи Юлией Прокофьевной Данешвар. Поточнее говоря. сначала это было наставничество, материнская забота, и только позднее, когда я повзрослел, Юлия Прокофьевна стала моим старшим другом».

В 1942 году добровольцем ушёл на фронт; бойцом отдельной роты связи вел войну под Воронежем, участвовал в освобождении Харькова, форсировании Вислы и Одера. Денек Победы повстречал в Берлине.

В 1947—1953 годах обучался в Ленинграде в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где была сотворена государственная студия для одарённой творческой молодежи из Средней Азии, у А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона, Ю. М. Непринцева, И. А. Серебряного. В мастерской Иогансона сделал свою дипломную работу «В пустыне Каракум», которую искрометно защитил в 1953 году. «Именно Каракумы стали темой его дипломной работы. Чтоб выполнить её, Клычев пошёл обычным рабочим в геодезическую экспедицию по Каракумам. Прокладывая все лето на пятидесятиградусной жаре трассу грядущего Каракумского канала, живописец находил время и силы делать эскизы, наброски. Через год после написания дипломная работа «В пустыне Каракум» (1953) была экспонированна на Всесоюзной художественной выставке» .

В 1953—1954 годах преподавал в Туркменском художественном училище имени Ш. Руставели (Ашхабад). В 1962—1965, 1970—1976, с 1982 года — председатель правления Союза живописцев Туркменской ССР.

Я являюсь воспитанником российской культуры, получал там образование и в зрелые годы дышал духовной атмосферой Рф. Но люблю Туркмению, люблю свои Каракумы. То и другое для меня неразрывно.

— Иззат Клычев

Потом он аспирант в творческой мастерской академика А. М. Герасимова, где в 1957 году написал историческое полотно «За наилучшую долю (На интервентов)» — первую монументальную картину исторического жанра в истории туркменского изобразительного искусства. «В пустыне Каракум» и «За наилучшую долю», выполненные в традиционной манере российской реалистической школы, заслужили высочайшие оценки экспертов и завлекли внимание широкой публики.

С начала 1960-х годов Иззат Клычев становится одним из выдающихся русских живописцев. Его творчество сформировало пути развития туркменской живописи. В числе более узнаваемых полотен мастера — «Я и моя мама» (1964. Ашхабад, Туркменский Муниципальный музей изобразительных искусств), «Стригали» (1964. Москва, Дирекция выставок Союза живописцев СССР), «Легенда» (1964. Москва, Муниципальная картинная галерея СССР), Белуджи» (1965. Москва, Муниципальная Третьяковская галерея СССР).

Как писала искусствовед Маргарита Халаминская, отлично знавшая искусство Средней Азии, «творческие усилия туркменских мастеров занесли приметную лепту в процесс формирования такового сложного и в то же время цельного в собственной базе художественного явления, как русская живопись 60-х годов. Верхушкой заслуги стало творчество народного художника Туркмении Иззата Клычева, оказавшего воздействие на всё изобразительное искусство республики и в особенности на поколение живописцев, начинавших в это время собственный путь».

«Вспыхнувший было вопрос о существе новшества Клычева был благополучно решен. В 1967 году за серию произведения «Моя Туркмения» ему присуждается Муниципальная премия СССР». .

С 1953 г. Клычев – неизменный участник больших союзных, региональных и интернациональных выставок. Его индивидуальные выставки не один раз экспонировались в Москве, Ашхабаде, также в почти всех странах мира.

Творчество

1960-е годы — время становления творчества художника. В 1967 году он пишет триптих «День радости», 1-ый в истории государственной живописи, ставший событием в русской искусстве. Клычев обретает новый пластический язык открытого цвета, соединив традиции народного творчества с приемами «сурового стиля», определяя этим предстоящее развитие туркменской живописи. «Искусство Иззата Клычева современно, и не только лишь поэтому, что он черпает материал для собственной работы из окружающей его жизни, а поэтому, что оно насыщенно осознанием духа времени с его теснейшим переплетением государственных и международных начал». .

В конце 1960-х — 1970 годах Клычев много и плодотворно работал: «Завтра праздник» (1972 Москва Дирекция выставок Союза живописцев СССР), «Восточный мотив» (1976). Мастер увлечённо пишет портреты обычных людей и деятелей культуры, создавая вереницу запоминающихся образов: портреты писателей Берды Кербабаева (1969, Ашхабад, Туркменский Муниципальный музей изобразительных искусств), Хыдыра Дерьяева (1977) и многих других. Особо в его творчестве стоит тема туркменской дамы — он сделал галерею государственных дамских типов: «Мать» (1967, Туркменский муниципальный музей изобразительных искусств), «Мастерицы» (1969, Москва, Министерство культуры СССР), «Материнская радость» (1967, Туркменский муниципальный музей изобразительных искусств), «Молодая туркменка» (1979), «Вышивальщица» (1969), «Ковровщица»(1968). Блистательны и неподражаемы его образы женщин-белуджанок, ставших обширно известными: «Белуджанка» (1972) , «Женщина-белуджанка» (1971).

Одна из особенностей его творчества — гармоническое восприятие другой культуры. Клычев много ездил за предел и создавал ряд серий, в каких многогранно и тонко переданы дух и самобытность страны и её народа: Египет (1966), Италия (1969, 1981), Куба (1971), Болгария (1976), Эфиопия (1973), Ангола (1978) и др. В их раскрывается дар незаурядного пейзажиста.

«Другое полотно так и именуется «Счастье». 5 мадонн Клычева, кажется собрали в этом уголке гранатового сада все равновесие мира. Картина «Счастье» подчеркнуто декоративна. Может быть, поэтому, что и сама дама, по воззрению художника, - украшение жизни. Разумеется, настолько импровизационное декоративное начало в этих работах привело южноамериканского художника Антона Рефрежье к мысли, которую он высказал в один прекрасный момент в письме к Иззату Клычеву: “Я думаю, в выражении Ваших образов и эмоций Вам поближе манера импрессионизма”» . Сразу делает набросок глиняного панно для Туркменского государственного цирка. «Серия неповторимых миниатюр к восточным сказкам, утонченное владение орнаментом принудили снова дать подабающее и традициям туркменской культуры, выраженной в неподражаемом совершенстве текинских ковров, ювелирного серебра, редкой эстетической отделки даже предметов кибиточного и бродячего быта» .

«Его творческое наследство громадно, оно бесценно и, являясь важным вкладом в сокровища мирового и туркменского искусства, никогда не пропадет. Они всегда будут служить приобщению людей к миру красивого, и воспитывать в их чувство любви к Родине, рвению к занию мира вокруг нас и приумножению хороших традиций и обычаев народа» . В последние три года жизни он работал над исторической картиной, посвященной трагичным событиям туркменской истории – захвату войсками генерала Скобелева Геоктепинской крепости. Начиная собственный путь в искусстве с исторических полотен, он желал окончить его сложной философской притчей. Картина даже в неоконченном виде показывает силу чувственной и творческой зрелости 1-го из наинтереснейших живописцев русского и постсоветского периодов.

Наружные изображения Народный живописец СССР Иззат Клычев И. Клычев в мастерской И. Н. Клычев на сессии Верховного Совета СССР И. Клычев. Завтра праздничек И. Клычев. Перед стартом И. Клычев. Ковровщицы

Известные произведения:

«В пустыне Каракум» (1953) — дипломная работа. Эскизы и наброски к этой картине И. Н. Клычев делал на пятидесятиградусной жаре в песках. Чтоб получить такую возможность, он нанялся на лето рабочим в геодезическую экспедицию, прокладывавшую трассу Каракумского канала. Картина была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке (1954); «Ледоход на Неве» (1956); «За наилучшую долю» (1957; в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР, Ашхабад); «Гозель» (1959; в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР); портрет О. Эрсарыева (1961; находился в Дирекции выставок Союза живописцев СССР, Москва); серия «Моя Туркмения» (1963—1965). Полотно из этой серии «Белуджи» (1965) — в ГТГ; триптих «День радости» (1967); «В. И. Ленин» (1969—1970); «Ветеран колхоза» (1971); «Новое рождение» (1972; в Музее изобразительных искусств Туркменской ССР); «Завтра праздник» (1972; находилась в Дирекции выставок Союза живописцев СССР); «Мальчики» (1976); «Дальняя застава» (1977); «Заботы о мире» (1981); «Радость семьи» (1987); «Афганистан» (1988).

Более насыщенный цвет в работах — красноватый. Картины И. Н. Клычева экспонировались в больших галереях многих государств мира, от США до Стране восходящего солнца. Его индивидуальные выставки проходили в Азербайджане, Великобритании, Германии, Италии, Польше, Рф, Эстонии. Искусство Иззата Клычева оказало воздействие на творчество туркменских живописцев 1960-х годов.

Работы находятся в собраниях

Муниципальная Третьяковская галерея. Москва. Муниципальный музей искусств народов Востока. Москва. Дирекция выставок Союза живописцев. Москва. Художественный фонд. Москва. Министерство культуры. Москва. Туркменский муниципальный музей изобразительных искусств. Ашхабад. Дирекция выставок Союза живописцев Туркменистана. Ашхабад. Магнитогорская картинная галерея. Магнитогорск. Работы художника находятся в почти всех личных собраниях мира.

Индивидуальные выставки

2000. Галерея «Умай». Лондон. 2003. Индивидуальная выставка. Ашхабад.

Признание

Герой Социалистического Труда (1983); орден Ленина (1983); орден Российскей войны II степени; орден Красноватой Звезды; медаль «За отвагу» и ряд других медалей; народный живописец Туркменской ССР (1964); Муниципальная премия СССР (1967) — за серию «Моя Туркмения»; член-корреспондент АХ СССР (1970); народный живописец СССР (1973); действительный член АХ СССР (1988); Муниципальная премия Туркменской ССР имени Махтумкули (1985); Государственная премия имени Бяшима Нурали; забугорный почётный член Русской академии художеств; депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 9—11 созыва (1974—1989) от Туркменской ССР.

Другие материалы в этой категории: « Кобуладзе Сергей Соломонович Клуцис Густав »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный