Сурбаран Франсиско де



Когда родился: 7 ноября

Где родился: Фуэнте-де-Кантос

Когда умер: 27 августа

Где умер: Мадрид

Страна: Российская империя Испания

Жанр: религиозная живопись
Где учился: Хуан де Роэлас
В каком стиле писал: севильская школа живописи




Биография

Сурбаран родился в городе Фуэнте-де-Кантос (провинция Эстремадура). Обучался в Севилье, в школе Хуана де Роэласа.

В 1617—1618 годах Сурбаран жил и работал в маленьком городе Эстремадуры — Льеренне, потом возвратился в Севилью и до 1633 года безпрерывно жил там.

В 1622 году он уже был известным мастером, получал заказы для храмов и монастырей. В 1626—1627 годах по договору с орденом доминиканцев он пишет 21 картину на религиозные сюжеты, в том числе известную картину «Христос на кресте». В 1628—1630 годах Сурбаран пишет цикл картин о святом Педро Ноласко и цикл картин о жизни св. Бонавентуры.

В 1631 году Сурбаран создаёт одно из наилучших собственных творений — картину «Апофеоз св. Фомы Аквинского», которая была признана шедевром ещё современниками живописца.

В 1634 году живописец сделал путешествие в Мадрид, где получил титул придворного живописца. В Мадриде при работе над украшением не так давно построенного дворца Буэн-Ретиро мастер отошёл от религиозной темы — им был написан цикл из 10 полотен, изображающих подвиги Геркулеса (сейчас в музее Прадо), также историко-монументальное полотно «Оборона Кадиса».

Исследование работ величавых итальянских живописцев и общение с другими видными мастерами, работавшими в столице, обогатило творчество художника. После возвращения в Севилью он написал красивую серию картин для монастыря в Хересе — более известны «Благовещение», «Рождество» и «Поклонение волхвов».

Равномерно его слава росла, вновь основываемые в Южной Америке монастыри вместе с испанскими охотно заказывали у Сурбарана картины. На конец 30-х годов приходится пик творческой активности и популярности художника.

В поздний период творчества Сурбаран обращается к лирическим образам Христа и Богоматери в детстве — «Мадонна с младенцем», «Отрочество Мадонны».

В 1658—1664 годах Сурбаран жил в Мадриде. Его популярность шла на спад; невзирая на поддержку друга Диего Веласкеса он, позабытый заказчиками, испытывал вещественные трудности.

Погиб Сурбаран в Мадриде 27 августа 1664 года.

Творчество

В самом начале собственной деятельности поставив для себя за правило писать не по другому, как с натуры, Сурбаран не отступал от этого правила в течение всей собственной жизни. Композиция в его картинах при корректности рисунка по большей части легкая и заключает внутри себя очень незначительно фигур, отличающихся благородством, поставленных в естественные, обыкновенные позы и отлично задрапированных. В колорите и светотени Сурбаран подражал Микеланджело да Караваджо (вследствие чего был прозван «испанским Караваджо»), сообщая фронтальному плану поразительную рельефность через сравнение сильного света с глубокими тенями.

В период творческого расцвета Сурбаран успешно соединял монументальность и суровость образов (приемущественно святых), с их внутренней выразительностью. В 1650-х годах в его картинах появились черты лиричности и чувственной взволнованности.

Монумент Сурбарану в Севилье

Известные картины

Христос на кресте (1627; институт искусств, Чикаго). Видения св. Педро Ноласко (1629; Прадо, Мадрид). Погребение св. Бонавентуры (1629; Лувр, Париж). Св. Маргарита (1631; Государственная галерея, Лондон). Апофеоз св. Фомы Аквинского (1631; Музей искусств, Севилья). Св. Андрей (1632; Будапешт). Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой (1633; Музей Нортона Саймона, Пасадина). Подвиги Геркулеса (1634; Прадо, Мадрид). Оборона Кадиса (1634; Прадо, Мадрид). Св. Аполлония (1636; Лувр, Париж). Поклонение пастухов (1639; Музей роскошных искусств, Гренобль). Св. Франциск (1658; Мюнхен). Отрочество мадонны (1660; Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Экстаз св. Франциска. Середина XVII в. Древняя пинакотека. Мюнхен

Христос на кресте. 1627. Институт искусства. Чикаго

Поклонение пастухов. 1639. Музей роскошных искусств. Гренобль

Отрочество Мадонны. 1660. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Экстаз св. Франциска. Середина XVII в. Старая пинакотека. Мюнхен

Христос на кресте. 1627. Институт искусства. Чикаго

Поклонение пастухов. 1639. Музей изящных искусств. Гренобль

Отрочество Мадонны. 1660. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Другие материалы в этой категории: « Сурбаран Хуан де Сулоага Игнасио »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный