Аристевс Фриксос



Когда родился: 8 февраля

Где родился: Афины

Когда умер: 21 апреля

Где умер: Афины

Подданство: Греция

Жанр: живопись

Где учился: Афинская школа изящных искусств

В каком стиле писал: Символизм




Биография

Фриксос Аристевс родился 8 февраля 1879 года в Афинах. В 1892 году и в возрасте всего только 13 лет поступил в Афинскую школу роскошных искусств, где обучался у: Воланакиса, Спиридона Просалентиса, Ройлоса, Никифора Литраса и у архитектора Жору Врутоса. Окончил «Школу» в 1897 году. После краткосрочного пребывания в Вене, продолжил учёбу в Мюнхенской академии художеств (1897—1900) у Николаоса Гизиса. В 1901 году, после краткосрочной остановки во Флоренции, Аристевс возвратился в Афины. Через год он женился на Лизе Коэн. У четы не было деток. Аристевс принял роль во огромном количестве выставок в Греции и за границей. В 1911 году он выставлялся в Kunstverein в Мюнхене, где были отмечены его последующие работы : «Афродита», «Смерть», «Ночь», «Меланхолия». Является создателем ряда патриотических афиш написанных в годы Балканских войн. Не считая этого, Аристевс организовал 12 индивидуальных выставок в Афинах, городках Патры, Волос и в освобождённой македонской столице, городке Фессалоники. Аристевс принял роль во Глобальной выставке Парижа 1937 года. Посреди его узнаваемых работ: «Великий Учитель», «Меланхолия», «Дух Бетховена», «Жертва», «Хронос», «Тучи», «Ахерон», «Пасха в Греции», «Геката», «Пустыня» и другие. Но будучи символистом, Аристевс при жизни не был пользующимся популярностью у современной ему греческой публики. Денежные суждения вынудили его заниматься, не считая живописи, литографией, карикатурой для газет и иллюстрацией книжек. Он также работал как архитектор. Сразу Ариствес преподавал в гимназии. Аристевс был дружен с оккультистом Полибием Димитракопулосом и иллюстрировал его книжки. После злости фашистской Италии против Греции 28 октября 1940 года, Аристевс писал работы в размере и стиле афиш, чем внёс посильный вклад в греческую победу, ставшую первой победой антифашистской коалиции. Аристевс погиб в возрасте 72 лет, 21 апреля 1951 года в Афинах и был погребён на Первом афинском кладбище.

Автобиография

Аристевс написал две автобиографии. 1-ая, написанная с началом тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции в 1941 году, осталась в рукописи и неизданной. 2-ая была издана после погибели художника, в 1955 году. На первых страничках автобиографии живописец писал: «Перипетии моей жизни побудили меня к написанию этой биографии, чтоб собрать разные её эпизоды, и, рассматривая её в целом, придать ей верную картину моей личности, с детского шестилетнего возраста по нынешний денек, когда мне шестьдесят. Три момента охарактеризовывают мою жизнь, и эти три момента сыграли самую важную роль на всём её протяжении. 1-ый это любовь к Искусству, 2-ой это любовь к Нескончаемой Даме и 3-ий это любовь к песне …».

Историки искусства о Аристевсе

Историк искусства Мария Айвалиоти, рассматривая «феномен Аристевса», в собственной работе «Фриксос Аристевс: „Демонический“ и магический подход к религиозным вопросам» пишет, что Аристевс был особенным случаем посреди греческих живописцев, последовавших по дороге символизма. Хотя Аристевс рано примкнул к движению символизма, ему не удалось стать в своё время одним из видных представителей движения на греческой местности, и в этом контексте, он не получил огромного признания. Его типичный нрав и картины с темами «чуждыми» для греческих характеров стали 2-мя сдерживающими факторами для его широкого признания. Его работы находятся в главном под воздействием германского символизма и идейного и духовного фона, который доминировал тогда в западной Европе. Говоря о этих композициях, которые являются костяком его творчества, живописец оправдывает своё особенное предпочтение: «…он (символизм) выражает меня в особенности, осмелюсь сказать, что эти идеи являются пожалуй самым необычным и великодушным видом моих работ, так как я нередко получал вдохновение от сверхестественных сил, стоящих выше тленной материи. Благодаря этому общению с с нематериальными мирами я смог передать Бога, Создание и видения духов». 1-ая встреча греческой публики с Аристевсом свершилась с его возвращением в Грецию в 1901 году. Он принял роль в 2-ух выставках «Общества любителей искусств». Его работы не прошли незамеченными, но критика была различной и противоречивой. Критик Д.Каронис восторгался картиной «Алилуйя», и охарактеризовал картину «Смерть-Спаситель» как «результат нарушенной фантазии». и голое рассматривание, как погибель, « всего безупречного и высокого». Напротив, критик под псевдонимом «Ион» отмечал «бесконечно символические работы Аристевса». П.Димитракопулос отмечает работу «Молния», где: «цвета смешаны демонически, голубий рядом с красноватым, жёлтый поблизости черноватого, цвет золы около другого цвета без определённого имени…Картина совершенно точно символическая…». А.Филаделфевс писал похвальную заметку о «Богородице»: «Господин Аристевс собственной „Богородицей“ в итоге захватил всю публику, включая самую тяжелую, которая до того приходила в дрожь перед горестными, символическими и катастрофическими его картинами. Он уже стал пред нами в качестве обладателя всех загадок искусства, способный, невзирая на кошмар и трагичность, показать мастерством и дар, сладость и ухмылку…». Но работы Аристевса повстречали и серьезную, агрессивную критику. Живописец Матьопулос, Павлос, который также выставлялся на этих 2-ух выставках писал: «Это блестящий юноша, который не обладает простыми канонами живописи…Аристевс принёс нам бесов из умопомрачительного мира Штука, и мы признательны ему за это. Но было бы лучше, если б мы узрели его мир». Другой критик назвал Аристевса нехорошим подражателем. Религиозные композиции Аристевса являются значимой частью его работы, не числом, а художественным подходом, который характеризуется очевидной ссылкой и отображением магических теорий и одичавшим, практически «демоническим» стилем, который выслеживается во всей его работе. Эти религиозные изображения, смелые и чужие для обыденных картин представлявшихся греческой публике, в некой степени стали предпосылкой того, что Аристевс не получил всеобщего признания собственных современников. Его энтузиазм к мистике, снам и миру духов, как он сам писал в собственной автобиографии, утверждая что он общался с духами и лицезрел видения, является ключом к осознанию его картин. Сразу это гласит о том, что он был знаком с теориями Сведенборга и Блаватской, которые в тот период являлись ядром спиритизма. Фигура Христа — циклический мотив в работах Аристевса и связан с магическими теориями, в главном с теориями Эдуарда Шюре, где Христос — один из пророков — последовательное перевоплощение 1-го и такого же света, одной и единственной правды. Аналогичной темы картина «Великий Учитель», которую сам Аристевс обрисовывает последующим образом: «Христос распят на дереве мира, другими словами оливы. Её ветки образуют лиру, символизирующую музыкальность и сладость христианского учения, в то время как её корешки распространились на всё население земли, которое склонило колени перед Величавым Учителем..». Элемент, который неразрывно связывает Аристевса с кругами западно-европейских символистов это подмена креста лиро-образным деревом. Лира является эмблемой Аполлона и Орфея, что охарактеризовывает работы символистов и является косвенной ссылкой на теории Шюре. А.Сарагиотис пишет, что не следует игнорировать тот факт что Аристевс был знаком с теориями Вагнер, который связывал христианство с культом Аполлона. В картине Аристевса «Аполлон -Христос» эта мысль более чем явна. Картина была написана в 1902 году, в итоге конкурса журнальчика «Пинакотека», на тему «греческое проигрывание фигуры Христа». Этой же концепции следует картина «Сила Судьбы», в какой дорога на Голгофу усеяна старыми греческими руинами. В свою тему Аристевс включат также и «демонические» фигуры. Портрет Иуды концептуально и стилистически сравним с более поздним «Люцифером» (1930). В 1919 году, на собственной индивидуальной выставке, Аристевс представил «Каина и Авеля». Искусствовед А.Котидис считает, что эта работа находится в ряду «первых примеров личного искусства, которые стилистически идут далее натуралистической передачи, в то время как тематически движутся за границы ощутимого каждодневного мира, в мир мыслях и символов» Глаз, который занимает центр сцены и отождествляется с Демиургом, связывает Аристевса с западно-европейскими символистами и а именно с Редоном. Но в работах Аристевса встречаются и обыденные религиозные формы, а именно фигуры ангелов, которые должны своим обычным нравом тому факту, что были написаны по личному заказу. В 1923 году Аристевс соверишил поездку на полуостров Хиос, где по заказу коммерсанта Ф.Аргентиса работал в монастырях острова. В работах «Утреня» (Όρθρος) и «Небо радуется» (Οι ουρανοί αγάλλονται), ангелы написаны в стиле, который искусствоведы связывают с стилем итальянских примитивистов и Филиппа Рунге. В религиозных композициях Аристевса наблюдается брутальный реализм, который увёл его от современных ему греческих стереотипов и, фатальным образом, привёл самого художника на окраины художественной жизни.

Источники

Φρίξος Αριστεύς: Αυτοβιογραφία, Αθήνα 1955

Другие материалы в этой категории: « Асприоти Клеоники Аргирос Умвертос »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный