Гросс Георг



При рождении был назван (первое имя): Georg Ehrenfried Groß
Когда родился: 26 июля

Где родился: Берлин

Когда умер: 6 июля

Где умер: Берлин

Страна: Российская империя




Биография

Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». (1920)

Обучался изобразительному искусству в Дрездене и Берлине. В 1912—1913 годах был в Париже, познакомился с новым искусством, открыл себе графику Домье и Тулуз-Лотрека. В 1914 году записался в германскую армию добровольцем, был госпитализирован в 1915 году и демобилизован, освобождён от военной службы в 1917 году.

По склонностям и привычкам был денди, авантюристом, прожигателем жизни. В 1916 году изменил имя и фамилию из романтичной любви к Америке, которую знал по романам Фенимора Купера (его друг и соавтор Хельмут Херцфельд взял для себя псевдоним Джон Хартфилд, под которым позднее и прославился как мастер сатирического фотомонтажа). В 1918 году Гросс стал одним из основоположников берлинской группы дадаистов.

Участвовал в восстании спартакистов 1919 года, был арестован, но смог избежать кутузки, воспользовавшись липовыми документами. В 1919 году же вступил в Коммунистическую партию Германии, в 1922 вышел из её рядов после посещения Москвы и знакомства там с Лениным и Троцким.

Отрисовывал для сатирического журнальчика «Симплициссимус», иллюстрировал роман Альфонса Доде «Приключения Тартарена из Тараскона» (1921), выступал как сценограф. В 1921 году был обвинён в оскорблении германской армии, на него наложили штраф, серия его сатирических рисунков «С нами Бог» была по приговору суда уничтожена.

В 1924—1925 и 1927 годах опять жил в Париже. В 1932 году переехал в США, в 1933—1955 годах преподавал в Нью-Йорке, в 1938 году получил южноамериканское гражданство. В нацистской Германии его творчество было причислено к «дегенеративному искусству». Гросс опубликовал автобиографическую книжку «Маленькое „да“ и огромное „нет“» (1946). В 1950-х годах он открыл у себя на дому личную художественную школу, в 1954 году был избран в Южноамериканскую академию искусства и литературы. В 1959 году живописец возвратился в Берлин. Был найден мёртвым на пороге дома после бурной ночи.

Надгробия Георга Гросса и Теодора Дойблера, Берлин

Творчество

Картинки и карикатуры Гроса 1920-х годов, сближающие его творчество с экспрессионизмом, метко воссоздают обстановку в Германии намедни прихода Гитлера к власти, её нарастающий бред и безысходность. Гросу принадлежит серия рисунков «Каин, либо Гитлер в аду» (1944). Важное место в его графике занимает эротическая тема, которую он трактует в обыкновенном себе резко-гротескном духе.

Сочинения

George Grosz, Ach knallige Welt, du Lunapark, Gesammelte Gedichte, München, Wien, 1986. Гросс Георг Мысли и творчество. М.: Прогресс, 1975.- 139 с.

Литература

Lewis B.I. George Grosz: art and politics in the Weimar Republic. Madison: University of Wisconsin Press, 1971 Fischer L. George Grosz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1976. Sabarsky S. George Grosz: the Berlin years. New York: Rizzoli, 1985 Flavell M.K. George Grosz, a biography. New Haven: Yale UP, 1988 McCloskey B. George Grosz and the Communist Party: art and radicalism in crisis, 1918 to 1936. Princeton: Princeton UP, 1997. Vargas Llosa M. Ein trauriger, rabiater Mann: über George Grosz. Frankfurt/ Main: Suhrkamp, 2000 George Grosz: Zeichnungen für Buch und Bühne. Berlin: Henschel, 2001 Anders G. George Grosz. Paris: Allia, 2005. Рейнгардт Л. Георг Гросс (1893—1959)// Искусство, № 12, 1973. С.43-47. Георг Гросс «Мысли и творчество» Москва «Прогресс» 1975

Другие материалы в этой категории: « Грот Георг Христофор Грипенкерль Кристиан »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный