Гольбейн Ганс (младший)



Когда родился: 1497

Где родился: Аугсбург

Когда умер: 29 ноября

Где умер: Лондон

Гражданство: Священная Римская империя



Биография

Портрет Эразма Роттердамского

Родился в Аугсбурге, Германия, обучался живописи у собственного отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал воздействие Ганса Бургкмайра.

1-й базельский период (1515—1525)

Позднее с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городке Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По требованию последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью 2-мя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книжки, участвовал в разработке германского перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.

В это время вещественное положение Гольбейна было, по-видимому, нехорошим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле обосновывает, что он не отрешался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его супруги, также живописца Ганса Гербстера, в будущем году — фрески снутри и на внешних стенках дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении собственном осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием наружных фасадов, превращая таким макаром умеренные личные дома в прекрасные дворцы, увенчанные колоннами и фигурами.

«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у другого ещё вера может пропасть».

Важные произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новейшей ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; в конце концов, именитая Мадонна семейства Мейер.

К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), также картинки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.

1-й британский период (1526-28) Портрет Джейн Сеймур, 1536, Музей истории искусств, Вена

В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, потому что из-за Реформации ему стало тяжело отыскивать заработок. В Великобритании он нашёл гостеприимный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Великобритании вкусу, он за всегда собственного пребывания там писал только портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского , астролога Кратцера, Годсельва и др.

2-й базельский период (1529-31)

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн закончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.

2-й британский период (1532—1543)

В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии принудили Гольбейна опять покинуть Базель и отправиться в Великобританию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся сейчас в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю праздничного заезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских негоциантов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Работа для Тюдоровского двора Портрет Генриха VIII

Кроме работы портретистом, Гольбейн создавал наброски придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, царицы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, барона Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн дважды ездил на материк, чтобы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с брачной целью. Именитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабенького мастера: королю изображение девицы приглянулось, и супружеский контракт был заключен. Когда же жена, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, повелитель пришёл в кошмар и, не притронувшись к супруге никогда, подал на развод. 2-ая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским владыкой обходительно отказалась сама.

Последний период собственной жизни живописец проводил меж Базелем и Лондоном. В 1543 г., меж 7 октября и 29 ноября, он погиб от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Стиль

Живописные произведения Гольбейна отличаются узкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его картинки полны едкого сарказма, узкой наблюдательности и, невзирая на свою актуальную правду и особенность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в германском искусстве возрастает ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при всем этом собственного государственного нрава — в его работах осязаемы пути, намеченные в портретах Дюрера.

Техника

Для собственных портретов живописец за ранее делал очень кропотливые карандашные эскизы, некие из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В набросках Гольбейн направлял, в большей степени, внимание на лицо, не набрасывая руки.

В 1524–26 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (узнаваемых под заглавием «Пляска погибели»), представляющих из себя аллегоричный комментарий к германской реальности эры Величавой фермерской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)

Достойные внимания факты

В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, потому что Гольбейн нередко изображал их на собственных портретах (см. гольбейн). В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии.

Венера и Купидон. 1516-1526. Художественный музей, Базель

«Послы», Национальная галерея, Лондон

«Портрет Анны Клевской»

«Портрет Томаса Мора»

«Дармштадтская мадонна» (Мейера)

«Портрет Генриха VIII», Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Портрет Кристины Датской, 1538, Лондонская национальная галерея

Портрет Георга Гитца, Картинная галерея, Берлин

Портрет Эдуарда VI в детстве, 1538, Национальная галерея, Вашингтон

Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского, ок.1539-40, Королевская коллекция, Лондон

Портрет дамы с белкой, ок.1526-8, Лондонская национальная галерея

Портрет Моретта

Золотурнская Мадонна (англ.) со святыми Мартином Турским (слева) и Урсом Золотурнским, 1522, Museum der Stadt Solothurn

Другие материалы в этой категории: « Гольбейн Ганс (старший) Гольбейн Амброзиус »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный