Бойс Йозеф



Когда родился: 12 мая

Где родился: Крефельд

Когда умер: 23 января

Где умер: Дюссельдорф

Страна: Российская империя

Жанр: живопись

В каком стиле писал: постмодернизм




Биография

Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 в Крефельде в семье торговца Йозефа Якоба Бойса (1888—1958) и Йоханны Марии Маргарет Бойс (1889—1974). Осенью такого же года семья переехала в Клеве, промышленный город Нижнего Рейна (Германия), неподалеку от голландской границы. Там Йозеф посещал исходную католическую школу, а потом гимназию. Учителя сходу увидели у мальчугана талант к рисованию. Не считая того, он брал уроки игры на фортепиано и виолончели. Пару раз посещал мастерскую фламандского живописца и архитектора Ачиллеса Муртгата.

Еще во времена школьного обучения Бойс исследовал массу художественной литературы: трактаты основоположника антропософии Штейнера, произведения Шиллера, Гете, Шопенгауэра и Новалиса, труды по медицине, искусству, биологии и зоологии. По словам Бойса 19 мая 1933 во дворе собственной школы, а конкретно в тот период нацистская партия начала устраивать массовые акции по сжиганию неугодной литературы, он выручил книжку «Система природы» Карла Линнея «… из этой большой, горящей кучи».

В 1936 году Бойс стал членом Гитлерюгенд. Вcё больше деток и подростков состояло в партии, потому что членство в ней стало неотклонимым. Он участвовал в митинге в Нюрнберге в сентябре 1936 года, когда ему было всего 15 лет.

В 1939 году он работал в цирке и хлопотал о животных в течение года. Школу закончил весной 1941 года. Война уже окутала весь мир.

В 1941 году Бойс ушел добровольцем в Люфтваффе. Военную службу он начал в качестве радиста в Познани под командованием Хайнца Сайльмана. Они оба посещали лекции по биологии и зоологии в местном институте В это время Бойс начал серьезно рассматривать карьеру художника.

В 1942 году Бойс был дислоцирован в Крыму. С 1943 он стал задним стрелком бомбовоза Ju 87. В рисунках и набросках сих пор, дошедших до наших дней, уже проявился его соответствующий стиль. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района.

Это событие стало отправной точкой в карьере художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже очень поздно, чтоб прыгать, очень поздно для того, чтоб открыть парашют. Наверняка, это было в секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. — Я всегда предпочитал свободу от ремней … Мой друг был пристёгнут, и его порвало на части при ударе — не осталось практически ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это выручило меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся и я был на сто процентов похоронен в снегу. Татары отыскали меня денек спустя. Я помню голоса, они гласили „Вода“, войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтоб посодействовать ему вернуть тепло, и обернули меня в войлок, чтоб сохранить тепло».

В то же время свидетели говорят, что пилот погиб скоро после аварии, Бойс же был в сознании и был найден поисковой командой. В деревне в то время никаких татар не было. Хотя, это не противоречит словам Бойса, который всегда гласил, что его биография была предметом его своей интерпретации. Но главное, что данная история является мифом происхождения художественной личности Бойса и даёт ключ к истолкованию использования им нестандартных материалов, посреди которых войлок и жир занимают центральное место. Бойс был доставлен в военный лазарет, где оставался в течение 3-х недель с 17 марта по 7 апреля.

Невзирая на травмы, он возвратился на Западный фронт в августе 1944 года, в плохо оснащённый десантный блок, был ранен в бою более 5 раз. На последующий денек после германской беспрекословной капитуляции 8 мая 1945 года, Бойс был взят в плен в Куксхафенe и ориентирован в английский лагерь для интернированных, из которого был выпущен 5 августа такого же года. Он возвратился к родителям, которые переехали в пригород Клеве.

С 1947 по 1951 год обучался в Академии художеств в Дюссельдорфе, где основным его наставником был архитектор Эвальд Матаре.

Июнь 1967 года ознаменовался для Западного Берлина большой студенческой демонстрацией. После столкновения с милицией, один из участников умер. В ответ на этот возмутительный случай Йозеф Бойс делает свою политическую партию, в которую входят только студенты. В их числе основных требований — самоуправление для студентов и полностью свободное поступление в Университет для хоть какого желающего. Живописец, получивший в 1961 звание доктора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вкупе с не принятыми абитуриентами в символ протеста «оккупировал» ее секретариат. В 1978 федеральный трибунал признал увольнение нелегальным, но Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть очень независящим от страны.

В 1974 году масштабные планы Бойса начинают претворяться в жизнь. Вместе с Генрихом Беллем он открывает Свободный институт интернационального уровня, студентом которого мог стать полностью хоть какой желающий, без возрастных ограничений, к тому же, не проходя никакого вступительного конкурса. Его активности хватало на все, хотя сам Йозеф провозглашал себя человеком искусства, дальним от политики.

В 1975 году живописец пережил тяжёлый инфаркт.

На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной поменять имеющиеся бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных людей и обществ. В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение.

Бойс погиб в Дюссельдорфе 23 января 1986 года.

После погибели мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде знатного мемориала. Самым большим и в то же время самым соответствующим из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте — анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок — от рулонов упрессованного войлока до закаменевших колбас.

Творчество

Beuys Filtz TV von Lothar Wolleh Йозеф Бойс и Эрвин Герих. Скорбящие старики. Кёльн, 1954

В его творчестве конца 1940—1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям картинки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных. Занимался статуей в духе экспрессионизма В. Лембрука и Матаре, исполнял личные заказы на надгробия. Испытал глубочайшее воздействие антропософии Р. Штейнера.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основателей «флюксуса», специфичной разновидности искусства перформанса, более всераспространенной конкретно в Германии. Броский оратор и преподаватель, в собственных художественных акциях всегда обращался к аудитории с властной агитационной энергией, закрепив в этот период и собственный знаковый стиль (фетровая шапка, плащ, рыболовный жилет). Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и пробы войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Известные перформансы Бойса

«Сибирская симфония, часть 1»

Проект 1962 года. В этой работе Бойса в первый раз появилась фигура мёртвого зайца. 2-ая версия этого проекта называлась «Евразия» (1966).

«Как разъяснять картины мертвому зайцу»

Проект 1965 года. С тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой, Бойс передвигался в галерее от картины к картине, «объясняя» мёртвому зайцу, что же это все-таки за картины.

«Гомогенная инфильтрация для рояля»

Проект 1966 года.

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня»

В мае 1974 Бойс прилетел в New-york для воплощения самой броской акции в карьере «Мне нравится Америка и Америка любит меня». Из аэропорта он был доставлен на машине скорой помощи к месту выполнения — 409 номер в Рене Блок Галерее на Вест Бродвей. Бойс лежал на носилках закутанный в войлок. В течение 3-х дней он разделял одну небольшую комнату с одичавшим койотом. Иногда он просто стоял, закрученый в толстое, сероватое одеяло из войлока, изображая огромного пастуха. Иногда он лежал на траве, иногда он следил за койотом — койот следил за ним, осторожно обходя человека. Бойс разрывал одеяло на кусочки, изображал жестами знаки, такие как большой треугольник. Кидал кожаные перчатки в животное; В конце 3-х дней Бойс обнял койота, который отнесся к нему полностью снисходительно, и был доставлен в аэропорт. Он опять ехал в скорой помощи, никогда не ступив на южноамериканскую землю. Как позднее разъяснял сам Бойс: «Я желал изолировать себя, защитить себя, не узреть ничего в Америке, не считая койота».

«Медогонка на рабочем месте»

Проект 1977 года. Аппарат гнал мёд по пластмассовым шлангам.

«7000 дубов»

Проект 1982 года. Более масштабная акция, во время интернациональной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): большущая куча базальтовых блоков, выложенная перед зданием музея, равномерно разбиралась по мере того, как высаживались деревца. «Он желал от Касселя, где проходит выставка „Документа“, до Рф высадить семь тыщ дубов. Бойс собирался ехать и заезжать во все городка по дороге и сажать там по дубу, но сажать он их желал не сам, а уверить местных обитателей, что это нужно. Осталось много документальных свидетельств — Бойс начал проект, но не успел его окончить. К примеру, какие-то два соседа, которые даже вместе не говорили, после общения с Йозефом Бойсом решили высадить этот дуб. Это классный проект, один из моих любимых» — Георг Жено.

Выставки

2012 — «Йозеф Бойс. Призыв к альтернативе». Столичный музей современного искусства, Москва. 2007 — Zwirner & Wirth, New-york zwirnerandwirth.com; 2006 — Museum kunst palast, Дюссельдорф; 2006 — Kunstmuseum Бонн; 2006 — Museum Hamburger Bahnhof, Берлин; 2005 — Галерея Тейт, Лондон 'Joseph Beuys: Actions, Vitrines, Environments' ; 1984 — Seibu-Museum, Токио; 1980 — Rocca Paolina, Италия; 1979 — Музей Гуггенхейма, New-york; 1976 — Venice Biennale, Италия; 1972 — Documenta, Кассель; 1964 — Documenta, Кассель.

Память

В Москве существует Театр им. Йозефа Бойса.

Литература

Бычков В. Эстетика. — М.: Гардарики, 2004. — 556 с. — ISBN 5-8297-0116-2, ISBN 8-8297-0116-2 (ошибоч.). Герольд Й. 16.03.1944. Один денек из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз; фот. Й. Либхена. — : Крым. респ. краевед. музей, .

Другие материалы в этой категории: « Бок Адольф Блунк Детлеф »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный