Царфин Файбиш-Шрага



Когда родился: 7 января

Где родился: Смиловичи

Когда умер: 25 сентября

Где умер: Рони-су-Буа

Гражданство: Российская империя, Франция
Жанр: живопись

Где учился: Виленская рисовальная школа И. Трутнева

В каком стиле писал: экспрессионизм

Cамые известные картины: «Пейзаж с фигурой», «Водопад в лесу», «Букет белых цветов», «Башня Бриссак»
На него(неё) оказали влияние школа: Макс Либерман

Премии: премия города Монтрёй




Биография

Родился в семье промышленника. Обучался в Виленской рисовальной школе И. Трутнева (где учился также узнаваемый белорусский живописец Язеп Дроздович). В 1914 г. эмигрировал в Палестину, обучался в Иерусалиме в Художественной академии Бецалель. В 1923 г. переехал в Берлин. Участвовал в выставках, работал над иллюстрациями для книжных изданий. На творчество художника оказали воздействие Макс Либерман и германские экспрессионисты. В 1924 г. — в Париже, где повстречался с Хаимом Сутиным. С 1925 г. увлекся живописью на ткани, созданием эскизов для домов высочайшей моды. В 1931 г. получил французское гражданство. В 1939 г. был мобилизован во французскую армию в связи с началом 2-ой мировой войны. Альбом рисунков, выполненных художником в этот период, приобретен французским правительством.

Во время нацистской оккупации квартира Царфиных в Гренобле была одной из явок французского Сопротивления .

В 1944 г. прошла индивидуальная выставка художника. В 1958–1975 гг. — индивидуальные выставки в Еврейском музее в Нью-Йорке, музее Эшмолин в Оксфорде, в замке Лаверсин неподалеку от Крейля, в г. Монтрёй.

В 1966 г. была издана литография 1-го из полотен художника, средства от реализации которой поступили в Ассоциацию детских домов.

В эмиграции, не считая Сутина, Царфин поддерживал дела с земляками Кикоиным, Кременем, Сутиным, также с другими живописцами Парижской школы – Абердамом, Анчером, Прессманом, Гарфинкелем, архитекторами Костаном и Тамари.

Детство

Когда в детстве Царфин катался на коньках по замерзшей реке, с ним произошел злосчастный случай: «Однажды мальчишка провалился в полынью и очень ударился головой об ее край. К счастью, его выручили. Рассказывая об этом много лет спустя, живописец не без гордости показывал большой шрам на затылке» .

Царфин, как и Сутин, с юношества любил отрисовывать. Об этом свидетельствует отрывок из мемуаров Царфина: «Когда мы были детками, он <Сутин> изрисовывал стенки родительского дома, а я – конторские книжки моего отца. Хаим обожал отрисовывать портреты, я же отдавал предпочтение изображению пожарников, чьи блестящие каски производили на меня классное впечатление».

Царфин и Сутин

Шрага Царфин и Хаим Сутин родились в одном местечке – Смиловичах – и с юношества знали друг дружку, невзирая на более чем 6-летнюю разницу в возрасте. Сутин даже разрешал небольшому Царфину глядеть, как он работает.

Царфин вновь повстречал Сутина в Париже в 1920-е годы и долгие и длительные годы поддерживал с ним связь. Царфину принадлежат маленькие мемуары о Сутине и жизни в Смиловичах

Существует легенда, что Сутин, когда увидел работы Царфина, порекомендовал ему убить их . Достоверно понятно только то, что, когда Царфин приехал в Париж в 1924 г., то уничтожил большая часть собственных ранешних произведений. Сутин, напротив, всячески поощрял Царфина к занятиям живописью.

Творчество

В иерусалимский период собственного творчества (1914-1923) Царфин был близок к фовизму. В годы 2-ой мировой войны он много экспериментирует с гуашью, нередко соединяя ее с алкидными красками. Цвета палитры художника в этот период становятся более густыми, а живопись – более экспрессивной.

В 1950-х годах Царфин делает целый ряд работ, посвященных церквям и соборам Парижа и его окружностей. Критики особо отмечают эти работы, считая, что в их «Царфин отыскал до сего времени неведомые цвета и цвета… Живописец поднялся до самых вершин искусства» (В. фон Вайс, июнь 1958 г.).

Критика

О Царфине много писали его современники . Критик и искусствовед Андре Фарси писал об создателе в газете «Ле Пети Дофинуа» (11 ноября 1941 г.): «…это живописец редкой и многогранной чувствительности, его творчество стоит в ряду живописцев, несущих нам свет». А в газете «Тан» от 11 июля 1942 года он же отмечал, что на полотнах Царфина «пейзажи, цветочки и людские фигуры …преображены лирическим порывом, который вроде бы изымает их из природы, перемещая в мир вымысла, часто грозный и жестокий. В этом мире контуры предметов преобразуются в сумасшедшие арабески, а краски становятся знаками некоей материи, появившейся в итоге узкой и качественной алхимии».

Философ и искусствовед Этьен Сурьо, преподававший в Сорбонне, предназначил Царфину одну из собственных институтских лекций и написал о нем несколько статей, называя его творчество «одним из высших достижений современного искусства». Художественный критик Эмманюэль Рэ так писал об создателе: «Царфин припоминает мне величавого российского поэта Ф. Тютчева, для которого окружающий мир являлся только мимолетным и недолговечным видением, быстро возникающим из хаоса и здесь же в нем исчезающим…».

Разноплановую оценку творчеству Царфина отдал психотерапевт Эрнест Френкель, статья которого была размещена в книжке, посвящённой художнику, изданной в Женеве сначала 1960-х годов .

Коллекции

Собиратель Поль Рампено, обладатель более большого собрания работ живописца, насчитывающего около 90 полотен и гуашей, отмечал какую-то особую музыкальность произведений Шраги Царфина: «В живописи Царфина …ощущается та же грандиозность, которая потрясает нас, когда мы слушаем Баха» .

В 1954 году «Пейзаж» Царфина купил Муниципальный музей современного искусства (Париж) за 25.000 франков.

При жизни художника его работы получали собиратели Элена Рубинштейн, Аликс де Ротшильд, Симон Спунд, Имре Хаас-Поллацек, Жанин Ансель. Ряд произведений Царфина был приобретен собирателями из США и Канады.

В 2011 году Белгазпромбанк (председатель правления – Виктор Бабарико) заполучил у Надин Нешавер, профессионала по Парижской школе 1905–1939 гг., 12 работ Шраги Царфина, которые заложили базу корпоративной коллекции Белгазпромбанка (на ряду с произведениями Сутина, Шагала, Цадкина, Кременя, Кикоина, Любича и других живописцев Парижской школы – уроженцев Беларуси).

В 2012 году дочь художника Лилиан Дюлак-Царфин передала в дар Национальному художественному музею Республики Беларусь две работы собственного отца – «Лес» и «Светлый неф» . Г-жа Дюлак передала работы через собственного отпрыска Ветла, который по приглашению Белгазпромбанка посетил открытие выставки «Живописцы Парижской школы из Беларуси», состоявшееся 20 сентября 2012 года.

Галерея

Шрага Царфин «Полуденный пейзаж». Холст, масло. 59,8×80,8 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Большая дорога». Холст, масло. 53,8×81,2 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Букет белоснежных цветов». Бумага, наклеенная на картон, масло. 64,8×49,9 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Закат». Холст, масло. 53,7×80,7 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Мон-Сен-Мишель». Холст, масло. 54×80,5 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Деревня у подножья Гран-Моль». Бумага, наклеенная на картон, масло. 49,8×64,6 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Пейзаж с 3-мя деревьями». Холст, масло. 54,2×81 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

См. также

Парижская школа Корпоративная коллекция Белгазпромбанка Живописцы Парижской школы из Беларуси (арт-проект)

Шрага Царфин «Полуденный пейзаж». Холст, масло. 59,8×80,8 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Большая дорога». Холст, масло. 53,8×81,2 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Букет белых цветов». Бумага, наклеенная на картон, масло. 64,8×49,9 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Закат». Холст, масло. 53,7×80,7 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Мон-Сен-Мишель». Холст, масло. 54×80,5 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Деревня у подножья Гран-Моль». Бумага, наклеенная на картон, масло. 49,8×64,6 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Шрага Царфин «Пейзаж с тремя деревьями». Холст, масло. 54,2×81 см. Около 1950. Из Корпоративной коллекции Белгазпромбанка

Другие материалы в этой категории: « Чжао Уцзи Художник флота »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный