Шагал Марк Захарович



При рождении был назван (первое имя): Мовша Хацкелевич Шагал[2]

Когда родился: 7 июля

Где родился: Витебск

Когда умер: 28 марта

Где умер: Сен-Поль-де-Ванс

Страна: Российская империя

Жанр: художник и поэт
В каком стиле писал: уникальный В каком стиле писал под влиянием примитивизма, кубизма, экспрессионизма
Cамые известные картины: "Над городом"





Биография

Портрет юного Шагала кисти его учителя Пэна (1914)

Мовша Хацкелевич (потом Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его супруги Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). У него был один брат и 5 сестёр. Предки поженились в 1886 году и приходились друг дружке двоюродными братом и сестрой. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с отпрысками в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках хозяев неподвижного имущества городка Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мама художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал древесный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (существенно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть юношества Марк Шагал провёл также в доме собственного деда по материнской полосы Менделя Чернина и его супруги Башевы (1844—?, бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил обычное еврейское образование на дому, исследовав древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда. С 1898 по 1905 год Шагал обучался в 1-м Витебском четырёхклассном училище. В 1906 году обучался изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, потом переехал в Петербург.

Автопортрет, 1914

Из книжки Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив 20 семь рублей — единственные за всю жизнь средства, которые отец отдал мне на художественное образование, — я, румяный и кучерявый юнец, отправляюсь в Петербург совместно с товарищем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола средства — отец кинул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что желаю поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что произнес, не помню точно. Точнее всего, поначалу промолчал, позже, по обыкновению, разогрел самовар, налил для себя чаю и уж тогда, с набитым ртом, произнес: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: средств у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге в течение 2-ух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на 3-ий курс). В 1909—1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в личной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря собственному витебскому товарищу Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского доктора, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг юный интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией. Тея Брахман была образованной и современной женщиной, пару раз она позировала Шагалу обнажённой. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со собственной подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время обучалась в одном из наилучших учебных заведений для женщин — школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она глядит — о, её глаза! — я тоже. Будто бы мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; будто бы всегда следила за мной, была кое-где рядом, хотя я лицезрел её впервой. И я сообразил: это моя супруга. На бледноватом лице светятся глаза. Огромные, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа. Тея мгновенно стала мне чужой и безразличной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Любовная тема в творчестве Шагала постоянно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после погибели Беллы), на нас глядят ее «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах практически всех изображённых им дам.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил обучаться и познакомился с жившими во французской столице живописцами и поэтами-авангардистами. Тут он в первый раз начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года живописец приехал в Витебск, чтоб повстречаться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. 25 июля 1915 года свершилась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у их родилась дочь Ида, потом ставшая биографом и исследователем творчества собственного отца.

Дача, 1917. Государственная картинная галерея Армении

В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года уполномоченным Коллегии по делам искусств в Витебской губернии. Марком Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По советы А. М. Эфроса устроился работать в Столичный Еврейский камерный театр под управлением Алексея Грановского. Учавствовал в художественном оформлении театра: поначалу отрисовывал стенные картины для аудиторий и вестибюля, а потом костюмчики и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал педагогом в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году совместно с семьей уехал поначалу в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а потом в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж. В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году управление Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в New-york. После окончания войны Шагалы решили возвратиться во Францию. Но 2 сентября 1944 года, Белла погибла от сепсиса в местной поликлинике; спустя девять месяцев живописец написал две картины в память о возлюбленной супруге: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Дела с Вирджинией Макнилл-Хаггард, дочерью бывшего английского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии — 30 с маленьким. У их родился отпрыск Дэвид (в честь 1-го из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав отпрыска, внезапно удрала от него с хахалем.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» — Валентине Бродской, владелице английского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой погибели отрешался гласить о ней, как об умершей.

Влюбленные, 1981. Корпоративная коллекция Белгазпромбанка

С 1960-х годов Шагал в главном перешёл на монументальные виды искусства — мозаики, витражи, шпалеры, также увлекся статуей и керамикой. Сначала 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал сделал мозаики и шпалеры для строения парламента в Иерусалиме. После чего фуррора он получил огромное количество заказов на оформление церковных, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году сделал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Государственного банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший сразу и мастерской, расположенный в провинции Ниццы — Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Русского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Живописец подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей заслуги Франции — Огромного креста Почётного легиона, а в 1977—1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего создателя.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве выслеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

1997 — 1-ая выставка художника в Беларуси.

Роспись плафона парижской Оперы Гарнье

Часть плафона Оперы Гарнье, расписанного Марком Шагалом

Плафон, расположенный в зрительном зале 1-го из построек парижской оперы — Оперы Гарнье, был расписан Марком Шагалом в 1964 году. Заказ на роспись 77-летнему Шагалу сделал в 1963 году министр культуры Франции Андре Мальро. Было много возражений против того, чтоб над французским государственным монументом работал еврей — выходец из Беларуси, также, против того, чтоб здание, имеющее историческую ценность, расписывал живописец с неклассической манерой письма.

Шагал работал над проектом около года. В итоге было израсходовано примерно 200 кг краски, а площадь холста занимала 220 квадратных метров. Плафон был прикреплен к потолку на высоте более 21 метра.

Плафон был разделён художником цветом на 5 секторов: белоснежный, голубий, желтоватый, красноватый и зеленоватый. В росписи выслеживались главные мотивы творчества Шагала — музыканты, танцоры, влюблённые, ангелы и животные. Любой из 5 секторов содержал сюжет одной либо 2-ух традиционных опер, или балета:

Белоснежный сектор — «Пеллеас и Мелисента», Клод Дебюсси Голубий сектор — «Борис Годунов», Модест Мусоргский; «Магическая флейта», Вольфганг Амадей Моцарт Жёлтый сектор — «Лебединое озеро», Пётр Чайковский; «Жизель», Шарль Адан Красноватый сектор — «Жар-птица», Игорь Стравинский; «Дафнис и Хлоя», Морис Равель Зелёный сектор — «Ромео и Джульетта», Гектор Берлиоз; «Тристан и Изольда», Рихард Вагнер

В центральном круге плафона, вокруг люстры, стают персонажи из «Кармен» Бизе, также персонажи опер Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди и К. В. Глюка.

Также, роспись плафона декорируют парижские строительные достопримечательности: Триумфальная арка, Эйфелева башня, Бурбонский дворец и Опера Гарнье. Роспись плафона была торжественно представлена зрителям 23 сентября 1964 года. На открытии присутствовало более 2000 человек.

Творчество Шагала

Главным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если б я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником либо был бы совершенно другим художником», — определил он свою позицию в одном из эссе.

От собственного первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о государственном художнике; государственный характер нашёл выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал заносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, New-york, «Белоснежное распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Кроме художественного творчества, Шагал в протяжении всей жизни публиковал стихотворения, публицистические эссе и мемуаристику на идише. Часть из их переводились на иврит, белорусский, российский, британский и французский языки.

Шагал в синематографе

Год Страна Заглавие Режиссёр В роли Шагала Примечание 2006 Белоруссия Белоруссия Эра Марка Шагала Олег Лукашевич Виктор Манаев 4-х серийный документальный кинофильм 2007 Наша родина Наша родина Страсти по Шагалу Андрей Мельников Анимированный кинофильм 2012 Наша родина Наша родина Глаз Божий Иван Скворцов Сергей Нурмамед Владимир Этуш Телевизионный проект Леонида Парфёнова 2012 Белоруссия Белоруссия Марк Шагал. Мистическая действительность Зоя Котович Александр Курзинер Документальный кинофильм к 125-летию со денька рождения Шагала 2014 Наша родина Наша родина Шагал – Малевич Александр Митта Леонид Бичевин Художественный кинофильм, вышел в прокат 3 апреля 2014 года 2014 Белоруссия Белоруссия Марк Шагал. Цвет любви Олег Лукашевич Виктор Манаев Документальный кинофильм

Шагал в театре

Год Страна Заглавие Создатель Режиссёр В роли Шагала 2013 Наша родина Наша родина Полёты с ангелом. Шагал Зиновий Сагалов Сергей Юрский Сергей Юрский

О М. Шагале

Кинофильм «Эпоха Марка Шагала» авторского цикла Олега Лукашевича (цикл «Эпоха» ведает о выдающихся личностях, которые родились на местности Беларуси и занесли значимый вклад в мировую культуру, науку, политику) был признан наилучшим документальным фильмом на IX Евразийском телефоруме в Москве, и удостоен диплома и медали. Гугл Doodle

Память

В 1992 году на родине Шагала в Витебске был открыт дом-музей. 28 марта 2014 года на фасаде дома 7 по Перекупному переулку в Санкт-Петербурге, где Шагал с женой Беллой пребывал с 1915 по 1918 годы, была установлена мемориальная доска в виде палитры живописца. Лайнер Airbus A321 (VP-BUP) авиакомпании «Аэрофлот» «М. Шагал».

Книжки и альбомы

Марк Шагал. альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — 46 с. Апчинская Наталия. Марк Шагал. Графика. — М.: Русский живописец, 1990. — 224 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-269-00300-7. Марк Шагал. альбом / вступ. ст. Д. В. Сарабьянов. — Усть-Илимск: Сибирь, 1992. — 46 с. Шагал. Возвращение мастера / С вступительным словом Андрея Вознесенского. — М.: Русский живописец, 1988. — 326 с. Шагал М. З. Ангел над крышами. Стихи. Проза. Статьи. Выступления. Письма / Сост., авт. предисл., комментар., пер. с идиша Л. Беринский. — М.: Современник, 1989. — 222 с. — ISBN 5-270-00677-4. Шагал М. З. Моя жизнь. — М.: Азбука, 2000. — 416 с. — 5000 экз. — ISBN 5-267-00200-3. Марк Шагал. Здравствуй, Родина! / Третьяковская галерея. — Сканрус, 2005. — 352 с. — ISBN 5-93221-072-9. Марк Шагал об искусстве и культуре / Под ред. Б. Харщава. — М.: Текст, 2009. — 320 с. — (Чейсовская коллекция). — 3500 экз. — ISBN 978-5-7516-0768-5. Александр Каменский. Марк Шагал. Живописец из Рф. — Москва: Клевер, 2005. — 304 стр., 170 цв. ил. ISBN 5-89480-086-2

Галерея

Иллюстрация с дарственной надписью Шагала

См. также

Музей Марка Шагала в Витебске Витебский музей современного искусства

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный