Ренуар Пьер Огюст



Когда родился: 25 февраля

Где родился: Лимож

Когда умер: 2 декабря

Где умер: Кань-сюр-Мер

Страна: Российская империя

Жанр: портрет

В каком стиле писал: импрессионизм

Cамые известные картины: Лягушатник




Биография

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городке, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был 6 ребенком из 7 малышей бедного портного Леонара Ренуара (1799—1874) и его супруги Маргариты (1807—1896).

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и тут Огюст поступает в церковный хор при большенном соборе Сент-Эсташ. У него оказался таковой глас, что регент хора, Шарль Гуно, пробовал уверить родителей мальчугана дать его обучаться музыке. Но кроме этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

«Танец в Буживале» (1883), Бостонский музей роскошных искусств

В 1865 году, в доме собственного товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней женщиной Лизой Трео, которая скоро стала любимой Ренуара и его возлюбленной моделью. В 1870 году у их родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь длилась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился 10 годами ранее, когда та была 21-летней белошвейкой. У их уже был отпрыск, Пьер, родившийся в 1885 году, а после женитьбы у их появились ещё два отпрыска — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (узнаваемый как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых возлюбленных моделей отца. К тому времени, когда совсем сложилась его семья, Ренуар достигнул фуррора и славы, был признан одним из ведущих живописцев Франции и успел получить от страны звание кавалера Ордена Почётного легиона.

Личное счастье и проф фуррор Ренуара были омрачены заболеваниями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велика. В итоге у него развился ревматизм, от которого он мучился всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару тяжело стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под заглавием «Колетт» в маленьком городе Кань-сюр-Мер.

После приступа паралича, происшедшего в 1912 году, невзирая на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать кистью, которую вкладывала ему меж пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонты» были выставлены в Английской Государственной галерее, сотки английских живописцев и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в каком говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старенькых мастеров, мы испытали удовлетворенность от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года живописец в последний раз навестил Париж, чтоб посмотреть на неё.

2 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Творчество

1862—1873 Выбор жанров «Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского института.

Сначала 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу роскошных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он повстречался с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Скоро они сдружились с Сезанном и Писарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.

В ранешние годы Ренуар находился под воздействием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе.

В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение завершилось. Ренуар начал писать свои 1-ые полотна тогда и в первый раз представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая посреди бродяг». Её приняли, но когда холст возвратился к нему, создатель его уничтожил.

Избрав в те годы жанры для собственных произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж — «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены — «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт — «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет — «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), оголенная натура — «Диана-охотница» (1867).

В 1872 году Ренуар с друзьями сделал «Анонимное кооперативное товарищество».

1874—1882 Борьба за признание «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876). Музей Орсе.

1-ая выставка приятельства открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и 6 красочных полотен, посреди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе — 1874). Выставка завершилась провалом, а члены приятельства получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».

Невзирая на бедность, конкретно в эти годы живописец сделал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высочайшей траве» (1877).

Ренуар равномерно не стал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и достигнул всеобщего признания, а прямо за этим денежной независимости. Он продолжил писать новые полотна — а именно, ставшие известными «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881).

1883—1890 «Энгровский период» «Огромные купальщицы» (1884—1887). Музей искусств, Филадельфия.

Ренуар побывал в Алжире, потом в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после этого его художественный вкус поменялся. Источником вдохновения в этот период был Энгр, потому искусствоведы именуют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар назвал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городке» (1883), «Танец в Буживале» (1883), также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонты» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошедшее, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Более известное произведение этого периода — «Огромные купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции создатель в первый раз использовал эскизы и наброски. Полосы рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала смотреться сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго — супруга художника и Сюзанна Валадон — модель Ренуара и художница, мама Мориса Утрилло.

1891—1902 «Перламутровый период» «Девицы за фортепьяно» (1892). Музей Орсе.

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с огромным фуррором. Признание пришло и от муниципальных чиновников — картина «Девицы за фортепьяно» (1892) была куплена для Люксембургского музея.

Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.

Сначала 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В красочной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период время от времени называют «перламутровым».

В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта.

1903—1919 «Красный период»

«Перламутровый» период уступил место «красному», нареченному так из-за предпочтения колерам красных и розовых цветов.

Ренуар как и раньше писал солнечные пейзажи, натюрморты с колоритными цветами, портреты собственных малышей, оголенных дам, сделал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красноватой блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).

Память

В честь Ренуара назван кратер на Меркурии.

См. также

Перечень картин Пьера Огюста Ренуара 1862-1881

Другие материалы в этой категории: « Реньо Анри Рено Эмиль »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный