Редон Одилон



Когда родился: 20 апреля

Где родился: Бордо

Когда умер: 6 июля

Где умер: Париж

Страна: Российская империя

Где учился: Жан Леон Жером

В каком стиле писал: ирреализм




Биография

Родился в Бордо 20 апреля 1840 года в семье бизнесмена.

Детство будущий живописец провел в семейном поместье Пейербальд, расположенном в нескольких милях к юго-западу от Бордо. Тут он был оставлен на попечении кормилицы до одиннадцати лет. Возможно, что мальчишка мучился припадками эпилепсии и предки преднамеренно прятали его от глаз знакомых.

В 1851 году Одилон возвратился в семью и поступил в школу.

В 1857 году Редон пробовал поступить в парижскую школу роскошных искусств, но провалился на первом же экзамене.

С 1855 года обучался в Бордо у местного художника-романтика Станислава Горена, который научил его технике акварели. Тут же, через три года состоялся дебют Редона — на каждогодней выставке Общества любителей искусств он показал две свои картины.

Примерно в это время старший брат художника вводит его в кружок юных интеллектуалов. Тут, в 1863 году Одилон Редон познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубочайшее воздействие его творчества и решив стать графиком. В 1864 году занимался в Школе роскошных искусств в Париже у Жан Леона Жерома. Литографии обучался у Анри Фантен-Латура. Благодаря своим новым товарищам Редон познакомился с поэзией Шарля Бодлера, произведшей на него сильное воспоминание.

В 1865—1870 Редон работает, в главном, углём, потом в черно-белой литографии, создавая огромные листы, которые именует «чёрными» либо «чернотами».

С 1867 начинает вести ежедневник под заглавием «Себе самому», в каком выложил свои взоры на искусство и творчество. Закончил его в 1915 году.

Будучи болезненно мнительным человеком, Редон длительное время не мог отыскать своё место в искусстве, не веровал, что может сделать что-то стоящее. В 1868 году, к примеру, когда картину Редона «Роланд у Ронсеваля» приняла комиссия парижского Салона, создатель в последний момент ужаснулся суда критики и забрал свою работу.

Переломным в жизни художника стал 1870 год. Живописец записался добровольцем в действующую армию (шла франко-прусская война) и, к удивлению домашних и друзей, показал себя смелым и стойким воякой. Для Франции война окончилась унизительным миром, но Редону она придала убежденности в собственных силах. Но и после чего его не оставляли сумрачные видения.

В марте 1874 года погиб отец Редона, и это стало для художника сильным потрясением, хотя он так никогда и не сумел изжить свою обиду на него за «бездомные» детские годы. Совместно с тем, погибель отца позволила Редону стопроцентно предназначить себя искусству. Живописец переезжает в Париж, знакомится со Стефаном Малларме.

1879 год: Редон решается, в конце концов, выпустить альбом собственных рисунков, воспроизведенных литографским методом. Этот альбом, называвшийся «В грёзе» («В мире мечты»), привлек к для себя внимание только неких знатоков живописи и коллекционеров. В след за этим циклом последовали и другие: «Эдгару По» (1882), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение святого Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). В 1881 году Редон в первый раз выставляет в помещении «Ви модерн» все свои «чёрные» картинки. В 1886 учавствует в восьмой и последней выставке импрессионистов. Все работы этих циклов населены необычными созданиями, заполнены необычными видами.

В 1880 году живописец женился на Камилле Фальт (1852—1923), креолке из французской колонии Реюньон. Этот брак оказался на уникальность счастливым, хотя супругам пришлось пережить огромное горе — в шестимесячном возрасте погиб их первенец. Живописец был так подавлен, что некое время не мог работать. В 1889 году у него родился 2-ой отпрыск. Его возникновение на свет посодействовало Редону вылечиться от тоски.

С 1890 Редон всё почаще обращается к живописи маслом, пастели, экспериментирует с цветом. В этих работах он старается передать внутренний мир человека. Для этого шага творчества свойственна разноцветная яркая палитра и другая тема: бабочки, цветочки, дамы на фоне броского пейзажа. В 1899 году Дюран-Рюэль организует выставку юных живописцев под заглавием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Но после 1900 года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам, 2 апреля 1906 года он писал собственному другу Бонже:

В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, держит у мольберта, с каждым днём всё мучительнее, всё посильнее.

Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910—1911 по заказу Гюстава Файе — библиотеку аббатства Фонфруад в департаменте Од.

Вещественное положение Редона, меж тем, было сложным. Ему пришлось реализовать поместье Пейербальд, где прошли его детские годы. Оно ушло практически по дешевке, и вырученная за него сумма не могла покрыть всех долгов художника. Ища метод расплатиться с долгами, Редон начал писать цветочные натюрморты, которые воспользовались популярностью и отлично продавались.

В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году — в Осеннем салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Интернациональной выставке в Нью-Йорке.

Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года. «Я доволен собственной жизнью, — писал мастер в последнее десятилетие собственной жизни, — и тихо иду навстречу судьбе».

«Чёрный» период

Грядущего художника с юношества обхватывали нередкие приступы волнения и тоски. В «чёрный» период Редон, увлечённый человечьим подсознанием с его ужасами и ужасами, создавал назойливые и местами жутковатые картинки углём и печатную графику. «Черное, — гласил Редон, — рождается в самых потаённых глубинах души».

Необыкновенную известность получил его набросок чёрного ворона — посланника погибели, также изображение большого волосатого паука с человечьим лицом. Другой принципиальной темой были большие глаза, рассматривающие зрителя. К примеру, набросок, изображающий один глаз, который является сразу гондолой воздушного шара, либо яичко с лицом на подставке, символизирующее ужас клаустрофоба.

Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) — графическая реплика на одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую Париж посреди 80-х гг.

В этих композициях Редона доминирует тревожное, «протосюрреалистическое» отчуждение или отрешенная магическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах).

«Воздушный шар с глазом». 1898

«Ворон». 1882. Государственная галерея Канады. Оттава

«Улыбающийся Циклоп»

«Парсифаль». 1891.

«Плачущий паук». 1881.

«Улыбающийся паук». 1881.

«Цветной» период

Во 2-м периоде творчества Редон разорвал с чёрными тонами и стал писать заполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. Обширно известны его квадрига, летящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских жителей. Эти мультислойные картины безупречного мира оживают благодаря глубочайшим переливам яркого тумана.

Предпосылки воззвания художника к полихромной живописи искусствоведы разъясняют по-разному. Одни молвят о том, что, взявшись за краски, мастер как будто «примирился с реализмом». Но «цветные» картины Редона более фантастичны, чем его черно-белые работы. Другие считают, что живописец «устремился к броским цветам как к потерянному раю». Перемену в стиле сам живописец разъясняет так: «Я сообразил, что, равномерно разматываясь, лента жизни дарует нам не только лишь печаль, да и удовлетворенность. Если творчество художника — это песнь о его жизни, то, кроме грустных черно-белых нот, в ней должны звучать хотя бы отдельные калоритные нотки радости».

Les yeux clos («С закрытыми глазами»), 1890

«Циклоп». 1914

«Беатриче». 1855

«Ракушка». 1912

«Рождение Венеры», 1912

«Бирюзовая ваза», 1911

«Violette Heymann», 1909

«Пегас», 1900

«The Golden Cell». 1892

«Woman with a Yellow Bodice», 1899

«Муза на Пегасе», 1900

«Sita», 1893

«Офелия посреди цветов», 1905-1908

Невзирая на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно полностью самобытно и отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не было. Потому многие живописцы считают Редона предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.

Источники

Vialla J. Odilon Redon. — Paris: ACR Edition, 2001. — 192 p. — ISBN 2-86770-150-3. Лукичева К. Л. Цвет безмолвия. Искусство Одилона Редона в контексте теории и практики символизма. // Европейский символизм. СПб., «Алетейя», 2006.

«Воздушный шар с глазом». 1898

«Ворон». 1882. Национальная галерея Канады. Оттава

«Улыбающийся Циклоп»

Odilon Redon - Chimäre.jpeg Redon - Was ist der Sinn.jpeg

«Парсифаль». 1891.

«Плачущий паук». 1881.

«Улыбающийся паук». 1881.

Другие материалы в этой категории: « Редуте Пьер-Жозеф Реджани Серж »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный