Фроман Никола




Биография

Четкая дата рождения художника неведома, предположительную относят приблизительно к 1435 г. Одни спецы считают местом его рождения город Узе (Лангедок), так как он в документах этого городка в первый раз упоминается в 1465 г. Другие считают его выходцем из Артуа либо Пикардии, так как его ранешняя манера свидетельствует о южнонидерландской выучке. Большая часть учёных согласно с тем, что 1460-61 гг. Никола жил в Нидерландах, и это подтверждает исполненный им в те годы триптих «Воскрешение Лазаря». Примерно в 1465 г. живописец перебирается в Авиньон, где имеет большой фуррор, получая огромное количество заказов от личных лиц и Городского Совета, который позволил ему приобрести три смежных дома на углу площади Пюит-де-Бёф, являвшейся главной торговой площадью городка и находившейся неподалеку от папского дворца. Около 1475 г. Никола становится придворным художником короля Рене Анжуйского, который с 1471 г. неизменным местом собственного жительства вновь сделал Прованс. В этом качестве Фроман пребывает прямо до кончины короля Рене в 1480 г. Посреди 1475 г. Рене заказывает ему триптих «Неопалимая Купина». 1476 годом датируется документ, сообщающий о последней известной оплате работ художника: в 1476 г. Рене Анжуйский приобрёл в Авиньоне новое здание для собственной резиденции и привлёк Никола Фромана вкупе с другими живописцами для его обновления и декорации. Не считая этих бригадных работ, Фроман сделал огромное количество отдельных произведений для резиденции короля в Авиньоне и Эксе. После погибели Рене Анжуйского Фроман продолжал работать для городского совета Авиньона до самой собственной погибели. Дату его кончины относят к 1483-84 гг. У Никола Фромана был отпрыск, Никола-младший, который тоже стал художником (ок. 1467—1522).

До наших дней дошло всего две достоверные работы Никола Фромана. Это триптих «Воскрешение Лазаря» и триптих «Неопалимая купина». Другие немногие произведения приписываются ему по аналогии.

Творчество

Воскрешение Лазаря Никола Фроман. Воскрешение Лазаря. 1461 г. Уффици. Флоренция

Этот триптих считают свидетельством того, что Фроман в 1460-61 гг. жил в Нидерландах и принадлежал кругу живописцев Рогира Ван дер Вейдена. Произведение имеет подпись художника и дату — 18 мая 1461 г. Так как эта работа давно находилась во Флоренции (сейчас она хранится в галерее Уффици), учёные подразумевали, что Никола Фроман в 1460-61 гг. находился в Италии, где её и написал. Но более кропотливые исследования прояснили ситуацию последующим образом. Триптих заказал художнику Франческо Коппини, который был папским легатом в северных странах с 1459 по 1462 гг. Коппини возвратился в Италию с этим триптихом, а потом, исходя из каких-либо политических расчётов, подарил его правителю Флоренции Козимо Медичи, который до собственной погибели в 1464 г. успел пожертвовать триптих францисканскому Конвенто дель Боско в Мугелло, где он хранился до XVIII в.

Стиль этого произведения близок манере Рогира Ван дер Вейдена. Набросок угловат, готичен, а в самих сценах чувствуется переизбыток людей и предметов, соответствующий для юных живописцев, желающих показать, что они могут изобразить всё. Лица персонажей типизированы и смотрятся практически идиентично. В левом верхнем углу изображен юноша, чьё лицо некие учёные считают автопортретом Никола Фромана. На створках алтаря изображены сцены «Марта извещает Христа о погибели Лазаря» и «Мария Магдалина омывает ноги Христу».

Неопалимая купина Никола Фроман. Неопалимая купина. 1475. Экс-ан-Прованс, Собор Святого Спасателя

Триптих является верхушкой творчества Никола Фромана. Он сотворен пятнадцать лет спустя после «Воскрешения Лазаря», и перемены в творческом подходе Фромана поразительны. Тут он отходит от угловатой манеры письма и под очевидным воздействием произведений авиньонской школы, синтезировавшей итальянские и нидерландские элементы, создаёт необычное произведение с умопомрачительным сюжетом, близкими к реальности позами персонажей и мягенькими, текучими тканями одежд. Триптих был заказан Рене Анжуйским, потому на створках изображен как сам донатор повелитель Рене, так и его 2-ая супруга Жанна де Лаваль. Канонический контекст предания о том, как Моисею в пылающем кустике явился сам Яхве, изменён тут в согласовании с традициями позднего средневековья (распространенностью культа Девы Марии) — Моисею является не Яхве, а Богоматерь с малышом. Малыш держит в руке зеркало, в коем отражаются он сам и Мария. В правом нижнем углу изображен потрясённый Моисей, а в левом углу ангел, жестом успокаивающий старого пророка. В центре композиции флегмантично пасутся овцы и козы, не видящие ни пылающего кустика, ни ангела. Картина полна знаков, как это было принято в готической живописи периода её расцвета.

Не считая этих 2-ух восхитительных работ Никола Фроману приписываются ещё несколько произведений: «Диптих Матерона» с изображением Рене Анжуйского и Жанны де Лаваль, заказанный для короля Рене его другом Жаном Матероном (Париж, Лувр), «Мадонна в печали», кусок от большой картины (США, личное собрание), набросок «Преображение» (Берлин, Гравюрный кабинет), «Мужской портрет» (Филадельфия, Музей искусства), но не все эти произведения можно с твёрдой уверенностью считать работами Фромана. Никола Фроман принадлежал к числу больших французских мастеров 2-ой половины XV в.

Литература

Эдит Лайта. Ранешняя французская живопись. Будапешт.1980. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Великобритании (Монументы Мирового Искусства) М. 1994 Grayson, Marion L. The documentary history of Nicolas Froment, French artist of the Fifteenth century. Columbia University. 1979.

Другие материалы в этой категории: « Фроманже Жерар Фрисеро Жозеф »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный