Флексор Самсон




Биография

Период ученичества

Самсон Флексор родился в уездном бессарабском городе Сороки в безбедной еврейской семье. Его отец, Модест Флексор (Мордко Менахиевич Флексер), отпрыск купца из сельскохозяйственной колонии Згурица (сейчас Сорокского района Молдовы) — был известным во всей губернии агрономом, землевладельцем и одним из самых богатых людей городка; мама — Мари-Жоржетт (урождённая Кляйнер) была родом из Франции (см. фотографию т.н. «Дома Флексора» в Сороках тут).

Самсон получил образование в личной гимназии в Сороках, потом в Одесском художественном училище и в Бухаресте, куда переехала вся семья. В 1922—1924 годах он обучался в Бельгийской царской академии роскошных искусств (Academie Royale des Beaux-Arts) в Брюсселе, а с 1924 года — в парижской Государственной школе Роскошных искусств (École Nationale des Beaux-Arts) у Люсьена Симона (Lucien Simon, 1861—1945) и сразу посещал лекции по истории искусств в Сорбонском институте. В 1926 году он учился технике фрески в личной Academie Ranson. В конце 1920-х годов его предки тоже поселились в Париже и в 1929 году семья получила французское подданство.

Парижский период

Отрисовывать Флексор начал с сорокских пейзажей, к 1920-м годам практически полностью сосредоточился на портретистике, сначала выполненной в реалистическом ключе. С возрастом в портретных работах возникают всё более выраженные экспрессионистские черты. 1-ая индивидуальная экспозиция работ Флексора свершилась 22 апреля 1927 года в брюссельской галерее Campagne Premiere, после этого последовало роль в групповых выставках в Париже; в протяжении 1930-х годов он часто выставлялся в Salon des Surindépendants.

В 1933 году при родах погибла супруга Флексора Татьяна Яблокова. Эта катастрофа повлекла за собой творческий и экзистенциальный кризис: в том же году Флексор принял католичество и некое время не занимался живописью. Когда же он вновь начал отрисовывать, в его работах появились явственные религиозные мотивы. Дела художника с семьёй в этот период резко охладились и вещественное положение усугубилось.

В 1939 году Флексор женился вторым браком на Магде Межичер, в том же году родился его 1-ый отпрыск и он вернул дела с семьёй. Уже в будущем году отец приобрёл для него дом в Нормандии, где после краткосрочного роли в движении сопротивления, живописец уединился с семьёй и провёл все военные годы.

Бразильский период

После войны оставаться во Франции Флексору уже стало не по нраву. В 1946 году он в первый раз посетил Бразилию, а весной 1948 года насовсем покинул Францию и поселился в Сан-Паулу. С переездом в Бразилию реализм вполне пропал из работ художника; всё предстоящее его творчество было абстрактно.

В 1951 году Флексор открыл 1-ое в Бразилии абстракционистское ателье Atelier-Abstração, см. галерею тут), где выставлялись работы объединившейся вокруг него группы современных бразильских абстракционистов Жака Дюшеза (Jacques Douchez, р. 1921), Норберто Никола (Norberto Nicola, р. 1930), Леопольдо Раимо (Leopoldo Raimo, р. 1912), Альберто Теихейра (Alberto Teixeira, р. 1925), Веги Нери (Wega Nery, р. 1912), Анесии Пачеко е Чавес (Anésia Pacheco e Chaves, р. 1931), Шарлотты Адлеровой (Charlotta Adlerová, 1908—1989), Эрнестины Кармашек (Ernestina Karman, 1915—2004), Ирасемы (Iracema Arditi, р. 1924) и Гизелы Эйхбаум (Gisela Eichbaum, 1920—1996). В 1961 году Флексор открыл 2-ое абстракционистское ателье.

Единственным исключением из полностью абстракционистского творчества художника в Бразильский период были фрески, выполненные им в 1948 году для церкви Nossa Senhora de Fátima и в 1958—1960 годах для церкви Nossa Senhora do Perpétuo Socorro в Сан-Паулу.

В последние годы жизни и в протяжении 1970-х годов работы Самсона Флексора часто экспонировались в Бразилии, в последние годы расширился энтузиазм к его творчеству и за рубежом. Всеобъятная выставка из 100 полотен художника к столетнему юбилею его рождения «Сто лет/100 работ» (100 de ani/100 de opere) прошла с 11 по 28 сентября 2007 года на его родине в Государственном художественном музее Молдовы в Кишинёве, откуда в октябре переехала в Бухарест и дальше — повторяя актуальный путь художника — в Брюссель, Лондон, Париж, Рио де Жанейро и другие городка Бразилии — Белу-Оризонти, Сальвадор, Посус-ди-Калдас, и Сан-Паулу (см. афишу тут).

Литература и ссылки

Flexor: peintures et dessins. Париж: Galerie Roux-Hentschel, 1948. O MAM—SP apresenta um vitral de Flexor. Сан-Паулу: MAM—SP, 1952. Flexor. Belo Horizonte. Белу-Оризонти: Museu de Arte de Belo Horizonte, 1960. «Aquarelas de Samson Flexor». Рио де Жанейро: Museu de Arte Moderna — Rio de Janeiro, 1961. Flexor: óleos e guaches. Santos: Clubo de Arte de Santos, 1966. «SAMSON FLEXOR — 30 Anos de Pintura» (30 лет рисования, на португальском языке). Рио де Жанейро: Museu de Arte Moderna, 1968. Alice Brill. «Samson Flexor: do Figurativismo ao Abstractionismo». Сан-Паулу: Editora da Universidade de São Paulo, 1990. Flexor e o Abstracionismo no Brasil. Сан-Паулу: MAC—USP, 1991. «Modulações». Сан-Паоло: Galeria de Arte do SESI, 2003. Alice Brill. «Flexor». Сан-Паулу: EDUSP, 2005. «Drumul de la Soroca la São Paolo: 100 de ani/100 de opera» (Путь от 40 до Сан-Паоло: 100 лет/100 работ, каталог на румынском языке). Кишинёв: Muzeul Naţional de Artă al Moldovei, 2007. О путешествующей выставке к столетию художника и о его детях

Галерея

Галерея Atelier-Abstração Автопортрет в пятнадцатилетнем возрасте (1922) Альбом («Пейзаж Сорок», 1922; «Автопортрет» и «Клоун», 1951) «Портрет отца» «Нагая» (1932) «Портрет девушки» «Mulher Com Cachorro» «Фигура» (1946) «Негритянки» (1947) «Христос на кресте» (1949) «Балерины» (1950) «Клоун» (1951) Без наименования (1952) «Croisillon» (1953) «Retrato de Leopoldo F. Raimo» (1953) «Va et vient» (1954) Без наименования (1959) «Преграда» (1962) «Modulações» «Акварель» (1966) «Двуногий» (1966) «Фигура» (1968) «Нагая» (1970) Абстракция Bipede Каталог выставки акварелей Фотопортрет художника (1969) Для улучшения этой статьи лучше?: Проставить шаблон-карточку, который существует для предмета статьи. Пример использования шаблона есть в статьях на похожую тему.
Другие материалы в этой категории: « Флоранс Эркюль Фландрен Поль Жан »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный