Эммануэль Бов




Биография

Эмилий Бобовников родился 20 апреля 1898 года в Париже в семье русского эмигранта еврейского происхождения и уроженки Люксембурга. Будущая мама Бобовникова была горничной в гостинице, где тормознул его отец. В 1902 году в семье родился 2-ой отпрыск Леон. В 1906 году отец сошёлся с богатой англичанкой, дочерью английского консула в Шанхае, Эмили Оттенсоер, которая родила от него дочь. Конкретно Эмили обусловила грядущего писателя в 1905—1910 годах в Эльзасскую школу — наилучшую личную школу Парижа и, при переезде в Женеву, забрала его с собой, отдав в Школу Кальвина. С началом Первой мировой войны Эмили выслала его из Женевы в интернат в Великобританию, где он в 1915 году окончил среднее образование. Пока он отсутствовал в семье и континентальной Европе, его отец погиб от туберкулёза, а Оттенсоеры были практически стопроцентно разорены войной.

В Париже, куда восемнадцатилетний Бобовников возвратился в 1916 году без средств к существованию, он работал на заводе Рено, посудомойщиком в марсельском ресторане, портье в Версале; перебивался другими случайными заработками. Сразу обучался в художественной студии Г. Куртуа и в Академии Ф. Коларосси. Попав практически за бедность в 1918 году на месяц в кутузку, он прямо оттуда был призван во Французскую армию. Этим опустошающим чередованием богатства и бедности один из биографов Бова разъяснял его будущую стрессовость.

В 1921 году Бобовников женился на школьной учительнице Сусанне Валуа и поселился с ней в пригороде Вены, где в первый раз начал писать прозу. В 1922 году Бобовников один возвратился в Париж, а в будущем году к нему присоединилась супруга. В 1923 году Бобовников стал печататься поначалу под псевдонимом Жан Валуа (Jean Vallois) — по фамилии супруги, потом под псевдонимом Эммануэль Бов (Emmanuel Bove), ставшим для писателя неизменным. В этом браке у Бова родилось двое малышей, с которыми он практически не общался после развода.

Колетт, прочитавшая 1-ый написанный в 1923 году рассказ Бова, заказала ему роман для серии, выходившей под её управлением в издательстве «Ференчи». Этим романом стал Mes amis («Мои друзья») — 1-ый роман Эммануэля Бова, размещенный в 1924 году и получивший высшую оценку во французских писательских кругах. Колетт ввела Бова во французскую литературную среду, где он познакомился с Чарльзом Анри Фордом, Андре Бретоном и со всеми сюрреалистами и дадаистами. Бов, принятый в этой в целом неунывающей среде, по-человечески оставался ей чужд. Колетт как-то произнесла Филиппу Супо: «Ваш друг Бов — уведите его; он очень молчалив для меня».

Один из следующих романов Эммануэля Бова La Coalition («Коалиция»), размещенный в 1927 году, был выдвинут на Гонкуровскую премию.

В 1928 году Бов познакомился с дочерью французского финансиста еврейского происхождения Луизой Оттенсосьер (Louise Ottensooser), которая, после развода Бова в 1930 году с Сусанной Валуа, стала его супругой. Это знакомство и свадьба ввели Бова в художественные круги Парижа, и он начал — параллельно писательской — карьеру художника.

Как живописец Эммануэль Бов специализировался на натюрмортах, пейзажах и жанровых сценах. В 1928 году он получил Prix Figuière (50 тыщ франков) по живописи. Участвовал в выставках Царской академии художеств в Лондоне. В 1928—1932 годах выставлялся в Салоне французских живописцев в Париже.

Могила Эммануэля Бова на Монпарнасском кладбище

Во время 2-ой мировой войны в 1940 году Бов был мобилизован в качестве рабочего на военный завод в Шер, откуда вкупе с супругой бежал в Лион, а потом, после оккупации в 1942 году юга Франции, в Алжир. В Алжире он написал три последних романа: Le Piège («Ловушка»), Départ dans la nuit («Ночной выезд») и Non-lieu («Увольнение»). В это время Бов поддерживал связи с Андре Жидом, Антуаном де Сент-Экзюпери, Альбером Марке, Филиппом Супо и др.

По свидетельству Эммануэля Робле, Бов никогда не гласил о причинах собственного бегства в Алжир, но все знали, что он это сделал из-за супруги Луизы Оттенсосьер — еврейки и коммунистки, которая была бы уничтожена германцами.

Эммануэль Бов погиб 13 июля 1945 года во Франции от кахексии и сердечной дефицитности скоро после возвращения из Алжира. Похоронен в «еврейском» секторе Монпарнасского кладбища в родовом склепе собственной 2-ой супруги.

Архив Бова, оставленный после его бегства сначала 2-ой мировой войны в доме Кап-Ферри, был сожжён либо разграблен местными фашистами. У вдовы Бова после его погибели осталось только маленькое количество писем, семнадцать страничек дневника Бова и 20 фрагментов неизданных произведений, правок и рукописей.

Посмертный образ Эммануэля Бова

О Бове и его героях

Французы, может быть, никогда не закончат читать Пруста, Стендаля либо Флобера, но людям, способным в куцее время и с схожим энтузиазмом увлекаться Марксом, Фрейдом и Блаженным Августином и так же стремительно их забывать, не грозила опасность проникнуться долгой привязанностью к Эмманюэлю Бову. Для большей части из их наслаждение, которое они находили в Бове, было радостью открытия. Его романы имели определенную тенденцию размываться, по последней мере, при воспоминании, и, к тому же, одержимых Бовом сейчас, может быть, более интересует человек, ежели его книжки, так как примечательна сама верность Бова собственному необычному литературному жанру. Его неувязка была не столько в выборе тональности, сколько жанре избранной тональности. Его книжки — роскошные репродукции, но то, что они воспроизводят, это всё то же состояние восприятия обитателя городской окраины. Его персонажи невинны, как невинны скотины. У их нет «индивидуальности». Они не злы, но пошлы и привязаны к собственному горю, как будто бы эта привязанность была формой борьбы. Они болезненны в собственной эксцентричности, суетливы в деликатности. Они полны сетований, как и сам Бов.

Джейн Крэмер, статья в «Нью-Йоркере», 1985

После погибели Эммануэль Бов был практически вполне забыт, пока в 1970-е годы на новейшей волне энтузиазма романы Бова не начали опять печататься во Франции и переводиться на другие языки. Издатель Ив Ривьер, первым сначала 1970-х годов напечатавший три рассказа Эммануэля Бова, считал, что писатель погиб в плохой момент, сходу после войны, когда все другие французские писатели занимались собственной репутацией. Друг Бова Эммануэль Робле в 1980-е годы гласил, что тот перетерпел «обман судьбы». Филипп Супо, отлично знавший Бова, тогда же гласил, что Бов «был очень скрытен, чтоб его помнили».

Почитатели Эммануэля Бова, показавшиеся у писателя после второго «открытия» в 1970-х годах, лицезрели в нём романиста-антигероя, 1-го из героев его же романов — в среде нищих, отщепенцев и спекулянтов, «отца» Сэмюэля Беккета и Жана Супруге. Беккет, всего на восемь лет младше Бова, читал и восторгался им, но никогда не был его другом. В действительности друзьями Бова были люди совсем другого, чем Бов, склада — страстные и чувственные: Эммануэль Робле, Филипп Супо, Жан Кассу, Марсель Эме. Сам же считавший себя злосчастным Эммануэль Бов, по выражению его позднего иллюстратора Ролана Топора, обладал «бледным характером» — без политических предпочтений и особенных пристрастий.

Библиография

Прижизненные публикации Эммануэля Бова Mes amis, roman, collection «Colette», Ferenczi & fils, 1924. Visite d’un soir, «les Cahiers du mois», n°13, postface de Maurice Betz, Émile-Paul frères, 1925. Le Crime d’une nuit, nouvelle, «les oeuvres libres», no 57, Fayard, 1926. Mes amis, roman, gravures de Dignimont, Émile-Paul frères, 1927. Armand, roman, Émile-Paul frères, 1927. Bécon-les-Bruyères, nouvelle, frontispice de Maurice Utrillo, «Portrait de la France», no 14, Émile-Paul frères, 1927. Le Crime d’une nuit, nouvelle, Émile-Paul frères, 1927. Un soir chez Blutel, roman, «les Carnets littéraires», no 4, avec un portrait de l’auteur par Dignimont, Lucien Kra, 1927. Un père et sa fille, nouvelle, avec 8 lithographies hors texte par René Ben. Sussan, Au Sans Pareil, 1928. Un père et sa fille, «les oeuvres libres», no 81, Fayard, 1928. La Coalition, roman, Émile-Paul frères, 1928. La Coalition, roman, tirage spécial à 20 exemplaires, Émile-Paul frères,1928. La Coalition, nouvelle, «les Introuvables», no 8, Émile-Paul frères, 1928 (à ne pas confondre avec le roman portant le même titre) La Mort de Dinah, roman, «le Coffret des plaisirs variés», éditions des Portiques, 1928. Coeurs et Visages, roman, éditions de France, 1928. Henri Duchemin et ses ombres, Émile-Paul frères, 1928 (comprend : «le Crime d’une nuit», «Un autre ami», «Visite d’un soir», «Ce que j’ai vu», «l’Histoire d’un fou», «le Retour de l’enfant», «Est-ce un mensonge ?»). L’Amour de Pierre Neuhart, roman, Émile-Paul frères, 1928. L’Amour de Pierre Neuhart, roman, la Revue européenne, no 11, 1928. Une Fugue, nouvelle, en frontispice, une lithographie d’Alexandre Alexeïeff, «le Livre neuf», no 2, éditions de la Belle Page, 1929. Petits Contes, «les Losanges», no 5, Les Cahiers libres, avec un portrait de Bove par Ben Sussan, 1929 (comprend : «l’Enfant surpris», «Une journée à Chantilly», «Conversation», «le Trac», «les Pâques de Konazi»). Monsieur Thorpe, nouvelle, la Revue européenne, no 5 et no 6, 1929. Monsieur Thorpe, nouvelle, Lemarget, 1930. Une illusion, nouvelle, la Revue européenne no 12, 1929 / no 1, 1930. Un malentendu, nouvelle, Fayard, «oeuvres libres», no 108, 1930. Journal écrit en hiver, roman, Émile-Paul frères, 1931. Mes amis, «le Livre de demain», no 113, avec 49 bois originaux de Paul Baudier, Arthème Fayard & Cie. 1932. Un Raskolnikoff, nouvelle, «la Grande Fable», no 5, Plon, 1932. Un célibataire, roman, Calmann-Lévy, 1932. Deux Jeunes Filles, recueil de 2 textes (comprend : Monsieur Thorpe et la Mort de Dinah), Émile-Paul frères, 1932. Armand, roman, «Les livres choisis», Maison du livre français, 1932. Un suicide, roman, Fayard, «oeuvres libres», no 141, 1933 (autre titre de la Dernière Nuit, introduisant le recueil de nouvelles du même nom. Texte très sensiblement identique). La Toque de Breitschwanz, roman policier (sous le pseudonyme de Pierre Dugast), Émile-Paul frères, 1933. Le Meurtre de Suzy Pommier, roman policier, Émile-Paul frères, 1933. Le Beau-Fils, roman, Grasset, 1934. Histoire d’un suicide (la Coalition), roman, «le Livre d’aujourd’hui», Éditions de France, 1934. Le Pressentiment, roman, Gallimard, 1935, et «les oeuvres libres», no 172, Fayard, 1935. L’Impossible Amour, roman, paru en feuilleton dans le quotidien Paris-Soir, 1935. Adieu Fombonne, roman, Gallimard, 1937. La Dernière Nuit (comprend : la Dernière Nuit, roman écrit en 1927, et les nouvelles intitulées : «une illusion», «Rencontre», «le Retour», «la Garantie», «le Secret», «Elle est morte»), Gallimard, 1939. Le Piège, roman, Pierre Trémois, 1945. Une Offense, nouvelle, Robert Laffont, «Livre des Lettres», no 5, 1945. Départ dans la nuit, roman, «Bibliothèque de Noël», Edmond Charlot, 1945. Non-Lieu, roman, Robert Laffont, 1946 (édition posthume). Российские переводы Эммануэль Бов. Мои друзья: Роман / Пер. с французского Ауроры Гальего и Сергея Юрьенена. — М., 1998. Эммануэль Бов. Мои друзья: Роман // Новый сберегал. — № 9 (2005) — № 34 (2011). Эммануэль Бов. Ловушка / Пер. с французского // Север. — 2005. — № 5–6. — С. 134-176. Об Эммануэле Бове Крэмер Джейн. // Нью-Йоркер. — 20 мая 1985 года. Laux Thomas. Kompensation und Theatralik. Eine Studie zu Emmanuel Boves frühen Romanen 1924—1928. — Frankfurt: Peter Lang, 1989. — (Europäische Hochschulschriften, R. 13: Französische Sprache und Literatur; Bd. 137). — ISBN 3-631-41736-5. Cousse Raymond, Bitton Jean-Luc. La vie comme une ombre. — Le Castor Astral, 1994. Cousse Raymond, Bitton Jean-Luc. Emmanuel Bove. (Eine) Biographie / Übers. Thomas Laux. — Wien: Deuticke, 1995. — ISBN 3-216-30119-2. Cousse Raymond, Bitton Jean-Luc. Emmanuel Bove. (Eine) Biographie / Übers. Thomas Laux. — Wien: Suhrkamp Verlag, 1998. — ISBN 3-518-39324-3. Ouellet François. D'un dieu l'autre. L'altérité subjective d'Emmanuel Bove. — Nota bene, 1998. Ouellet François. Emmanuel Bove. Contexte, références et écriture. — Nota bene, 2005. Coenen-Mennemeier Brigitta. Emmanuel Bove. Comédie humaine des Scheiterns. — Frankfurt: Peter Lang, 2006. — ISBN 3-631-55163-0. Бобовников Эммануэль (Эмилий) Эммануилович // Русское зарубежье во Франции. 1919—2000: Биографический словарь: В 3 т / Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. — М.: Наука, Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. — Т. 1: А—К. — С. 174.

Другие материалы в этой категории: « Энгр Жан Огюст Доминик Эллё Поль »

Надпись "Оставьте отзыв"

Пожалуйста, в комментариях ниже оставьте свой отзыв об этом художнике, его творчестве.

Или если вам известны другие факты его биографии - просим вас рассказать нам.

Помогите нам сделать ресурс лучше...

А так же если вам есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!

 

Оставьте свой отзыв

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный