Отец — венгр, педагог литературы, мама — армянка. Участвовал в Первой мировой войне, потом обучался в будапештской Академии художеств (1918—1919) и Академической высшей школе в Берлине (1921—1922). В 1924 году поселился в Париже, в квартале Монпарнас, взял псевдоним по наименованию собственного родного городка («Brassaï» дословно переводится как «из Брассо»).
Познакомился с Генри Миллером, Жаком Превером, Леоном-Полем Фаргом. Учил французский язык на книжках М. Пруста.
Творчество
Поначалу работал как график, живописец и архитектор, близкий к Парижской школе. После знакомства с А. Кертесом и его работами (1926) обратился к фото. Выпустил альбом Ночной Париж (1932), сходу принёсший ему известность. Обращаясь к жизни городского дна, очень утонченно использовал живописные эффекты искусственного городского освещения. С 1932 года нередко снимал произведения Пикассо, практически создав летопись его творчества в фото. С одной стороны, публиковал свои работы в авангардном сюрреалистском журнальчике Ж. Батая «Минотавр», с другой — на страничках светского «Лайфа». Сделал галерею фотопортретов современников — Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жан Супруге и др.
В годы войны из-за ограничений на фотографирование возвратился к изобразительному искусству. Выпустил 30 рисунков в виде альбома (1945) с текстом Ж. Превера, в 1947 году оформил своими фотопанно сделанный по преверовскому либретто балет «Рандеву» (театр Сары Бернар). После войны много путешествовал как сотрудник журнальчика «Харперс Базар». Издал книжки прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книжки «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Неизвестный Париж 1930-х» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (изд. 1997). Иллюстрировал книжки Бретона, Б. Пере.
Брассай работает несколько по-иному, чем обыденный документальный фотограф. Его работа более статична, а чему-то моментальному, стремительно исчезающему он передаёт присущий ему элемент размышления. Кажется, что он не столько заинтересован в вероятных вариантах объекта, сколько в сохранении самого вида.
Признание
В 1974 году стал кавалером Ордена искусств и литературы, в 1976 году награждён Орденом Почётного легиона. В 1978 году получил в Париже Огромную национальную премию по фото. В 2000 году в Центре Жоржа Помпиду свершилась ретроспективная выставка 450 работ мастера. В 2012, в Мультимедиа Арт Музее, Москва, проведена 1-ая масштабная выставка знаменитого фотографа, обхватывающая все грани его творчества - «Ретроспектива»