Леон Бонна родился в городке Байонне 20 июня 1833 года. Но с 1846 по 1853 год жил в Мадриде, где его отец обладал книжным магазином. В Мадриде начал учиться живописи у Раймундо де Мадрасо. Продолжил обучение в Париже в Школе роскошных искусств (École nationale supérieure des Beaux-Arts) у Леона Конье.
В 1869 году получил Римскую премию. Как лауреат, Бонна использовал возможность отправиться на учебу в Рим. По возвращении в Париж преподавал в Школе роскошных искусств, а в 1905 году стал её директором.
Бонна был одним из более узнаваемых портретистов собственного времени. Дорогу к светскому признанию живописцу открыл «Портрет актрисы Паска» (1874), лежащий сейчас в Лувре. Он писал многих именитых людей, в числе более узнаваемых его работ портреты Виктора Гюго, Александра Дюма-сына. Андре Моруа в собственных «Литературных портретах» упоминает дружбу Бонна и Мопассана.
Узнаваемый французский писатель Анри Перрюшо писал:
«Для того чтоб заказать Бонна портрет, было не много 1-го желания. Не каждый, кому приходила в голову такая фантазия, мог достигнуть этого. Портрет у Бонна — удел избранных, он стоит очень дорого».
Благопристойно зарабатывая живописью, Бонна был страстным собирателем и много растрачивал на покупку произведений искусства. После погибели Бонна 8 сентября 1922 года, по завещанию мастера, его родной город Байонна получил крупную коллекцию художественных произведений, в состав которой входило одно из наилучших собраний рисунка XIX века.
Галерея
Портрет Виктора Гюго (1879)
Портрет Александра Дюма-сына (1886)
Спящая малая девченка, (1852)
Портрет князя В.Н. Тенишева (1896). Санкт-Петербург, Эрмитаж
Портрет госпожи Паска (1874) Париж, Лувр
Портрет Анри Арпиньи
Ученики
Алексей Харламов, Портрет девченки с красноватой шалью«Русским Леоном Бонна» можно именовать мастера портрета Алексея Харламова. Он поступил на учебу в мастерскую Леона Бонна в 1872 году и конкретно под воздействием французского метра сформировался его свой стиль.
В мастерской Леона Бонна обучался также Анри де Тулуз-Лотрек. Он поступил в 1882 году. И хотя Лотрека трудно именовать последователем Бонна, сам он очень ценил мировоззрение мастера.
Как пишет биограф Тулуз-Лотрека Анри Перрюшо:
«Первые замечания Бонна, нужно признать, были не очень обнадеживающими. „Мэтр произнес ему, — писал Пренсто (прим. — Рене Пренсто, живописец, друг отца Анри де Тулаз-Лотрека) родным Лотрека, — что у него странноватые краски, и еще — что он отрисовывают, как ребенок“. Это было страшно, но критика мэтра только прирастила энергию Лотрека. Бонна „подсыпал ему перца в кровь“. Лотрек здесь же стер — да здравствует хлебный мякиш! — только-только изготовленный набросок и с новым рвением принялся за работу. Разве мог он несерьезно отнестись к воззрению мсье Бонна, художника, „величие которого, — гласил он в одном из собственных писем к дяде Шарлю, — не позволяет мне задавать вопросы“?».
В 1887 году у Бонна обучался Царевич Евгений (Eugen Napoleon Nikolaus), барон Нерке — четвёртый и младший отпрыск шведского короля Оскара II и его супруги Софии. Царевич Евгений известен не только лишь как один из больших шведских пейзажистов конца XIX — начала XX века, да и как мастер монументальной живописи.
Портрет Виктора Гюго (1879)
Портрет Александра Дюма-сына (1886)
Спящая маленькая девочка, (1852)
Портрет князя В.Н. Тенишева (1896). Санкт-Петербург, Эрмитаж
Портрет госпожи Паска (1874) Париж, Лувр
Портрет Анри Арпиньи