Базен Жан



Когда родился: 21 декабря

Где родился: Париж

Когда умер: 4 марта

Где умер: Кламар

Гражданство: Франция

Жанр: витраж

Где учился: Школа изящных искусств

В каком стиле писал: Абстрактный экспрессионизм

На него(неё) оказали влияние школа: Анри Бергсон






Биография

Занимался в Школе роскошных искусств, Академии Жюлиана, обучался скульптуре у Поля Ландовского. Испытал воздействие мыслях Анри Бергсона. В Сорбонне вкупе с Юргисом Балтрушайтисом слушал курс истории искусств у Эмиля Маля и Анри Фосийона. С 1924 года начал отрисовывать сам, копируя эталоны в Лувре. В 1930 году участвовал в коллективной выставке вкупе с Жаном Фотрье и Иваном Пуни. 1-ая индивидуальная выставка (1932) вызвала одобрение Пьера Боннара. В 1930-е годы был близок к Эммануэлю Мунье и кругу его журнальчика «Эспри», к прогрессивно-церковной газете «Temps présent», Жаку Маритену и, напротив, в оппозиции к сюрреализму и прокоммунистическому радикализму, как и к геометрической абстракции. В 1937 году сделал витраж для Интернациональной выставки в Париже. Работал как театральный живописец. Познакомился и сдружился с Жаком Вийоном, сблизился с Жаном Виларом и Морисом Бланшо.

Витражи в церкви Сер-Северен

Был призван в армию в 1939 году, демобилизован в 1941 году. В 1941 году, в критериях германской оккупации, организовал выставку художественного авангарда «Двадцать юных живописцев французской традиции», заклейменную официальной вишистской прессой как дегенеративное искусство. Сдружился с многими французскими поэтами (Эжен Гильвик, Андре Френо, Жан Тардьё), познакомился с Жоржем Браком, Жоржем Руо. Работал над витражами церкви в Асси (Верхняя Савойя). При пожаре мастерской в 1945 году были уничтожены фактически все его работы до 1942 года.

После войны — один из фаворитов абстрактного экспрессионизма во Франции. К художнику приходит интернациональная известность: в 1946-1947 годах его масштабные выставки были организованы в Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене. В 1951 и 1954 годах работает над мозаикой и витражами церкви Сакре-Кёр в Оденкуре (департамент Ду). После 1958 года его ретроспективные выставки проходят в Нидерландах, Швейцарии, Германии, Норвегии, в 1965 году — в муниципальном музее современного искусства в Париже. В 1960-е годы работает над витражами церкви Сен-Северен в Латинском квартале Парижа. В 1967 году, вкупе с Александром Колдером, организует выставки в поддержку Вьетнама. В 1976 году совместно с Альфредом Манесье делает Ассоциацию защиты французских витражей. Работает над иллюстрациями к книжкам Рене Шара, Гильвика, Кено, Тардье, Френо, Клода Эстебана и др. Посреди 1980-х работает над витражами церкви в Сен-Дье-де-Вож. В 1990 году его ретроспектива была представлена в парижском Гран-Пале.

Творчество

Тема Базена — стихии: земля, небо, но сначала свет и вода. О его живописи писали многие поэты (Элюар, Шар, Жан Лескюр, Френо, Тардьё, Морде Мюнье, Клод Эстебан и др.), философы-феноменологи (Поль Рикёр, Анри Мальдине). Его самого именуют художником-философом.

Признание

Большая государственная художественная премия (1964). Кавалер Ордена Искусств и литературы (1980).

Тексты об искусстве

Notes sur la peinture d’aujourd’hui (1948) Exercice de la peinture (1973) Le temps de la peinture (1938—1989) (1990)

Литература о художнике

Bazaine, Estève, Lapicque. Paris: Carré éditeur, 1945 Bazaine. Paris: Maeght éditeur, 1953 Bazaine. Paris: Musée national d’art moderne, 1965 Bazaine. Genève: Skira; Paris: Centre national des arts plastiques, 1990 Schneider J.-Cl. Habiter la lumière: regards sur la peinture de Jean Bazaine. Paris: Deyrolle, 1994 Jean Bazaine, Couleurs et mots. Paris: Le Cherche midi éditeur, 1997 (диалоги об искусстве) Greff J.-P. Bazaine. Neuchâtel: Éditions Ides et Calendes, 2002

Другие материалы в этой категории: « Базиль Фредерик Баден Пьер-Адольф »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный