Сандро Боттичелли



При рождении был назван (первое имя): Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи
Когда родился: 1 марта

Где родился: Италия

Когда умер: 17 мая

Где умер: Флоренция

Страна: Российская империя

Cамые известные картины: «Весна»


Оказал влияние на: прерафаэлитизм




Биография

Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его супруги Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перебежало к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Обучение мастерству 1445—1469

«Мадонна Евхаристии»

Боттичелли пришел к живописи не сходу: поначалу он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию парень получил от него). В 1462 году он начал обучаться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл 5 лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

1-ые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере выполнения показывают близость к работам Липпи и Мазаччо, более известны: «Мадонна с Малышом, 2-мя ангелами и молодым Иоанном Крестителем» (1465—1470), «Мадонна с Малышом и 2-мя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Ранешние работы 1470—1480

Портрет юный дамы

С 1470 года он имел свою мастерскую неподалеку от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 имя Боттичелли в первый раз упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На праздничке в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была расположена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем разъясняется её вытянутый формат.

«Поклонение волхвов» (около 1475)

Около 1475 года живописец написал для безбедного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором кроме представителей семейства Медичи изобразил и себя самого. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее волшебство, и оно доведено до такового совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый живописец и доныне ему изумляется.»

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Более значительны «Портрет неведомого с медалью Козимо Медичи» (1474—1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году погибает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, потаенная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Пребывание в Риме 1481—1482

«Сцены из жизни Моисея»

Стремительно распространявшаяся слава Боттичелли вышла за границы Флоренции. С конца 1470-х годов живописец получает бессчетные заказы. «И тогда он захватил для себя … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вкупе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стенки папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стенку при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли сделал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», также 11 папских портретов.

Светские произведения 1480-х годов

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Прекрасного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем подпав под воздействие неоплатонизма, что отыскало отражение в его картинах светской темы.

Самое известное и самое таинственное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина совместно с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неведомого создателя предназначалась для декорации флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, а именно, кусок из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

«Весна»

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вслед, перед ними Шествует Флора-мать и, цветочки на путь рассыпая, Красками всё заполняет и запахом сладким… Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем Тучи уходят с небес, земля-искусница пышноватый Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские, И небосклона лазурь светится разлившимся светом.

Аллегоричность «Весны» вызывает бессчетные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский негоциант Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Рождение Венеры»

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, вобщем, и живописцев всех времён и народов? Это особенная певучесть полосы в каждой из его картин, необыкновенное чувство ритма, выраженное в тончайших аспектах и в прелестной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Спектр Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Не много у кого в мировой живописи так звучит пластика полосы, движения и взволнованного, глубоко лирического, дальнего от мифологического либо других схем сюжета. Живописец сам режиссёр и композитор собственных творений. Он не пользуется ходульными канонами, поэтому его картины так тревожут современного зрителя собственной поэзией и первичностью мировидения.»

В 1480–1490 годах Боттичелли делает серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро только отлично и настолько не мало, что ещё длительно после его погибели каждый живописец старался заполучить его рисунки».

Религиозные картины 1480-х годов

«Мадонна Магнификат»

«Поклонение волхвов» (1478—1482), «Мадонна с Малышом на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли сих пор являются высшими творческими достижениями живописца.

Сначала 1480-х годов Боттичелли сделал «Мадонну Магнификат» (1481—1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют бессчетные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480—1481), «Мадонне с Малышом, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Малышом и пятью ангелами» (1485—1490).

В 1483 году вкупе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он расписывает фрески на вилле Лоренцо Прекрасного близ Вольтерры.

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским эмблемой (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля сначало заместо книжки тоже был гранат).

Поздние работы 1490—1497

«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»

В 1490 году во Флоренции возникает доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от порочной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, следил, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко меняется, он становится аскетичным, палитра красок сейчас сдержанная, с доминированием тёмных тонов.

Новый подход художника к созданию произведений отлично виден в «Короновании Марии» (1488—1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений Мадонны с Малышом. Портреты, сделанные художником в это время, к примеру, портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных либо интерьерных фонов.

В особенности приметны конфигурации стиля при сопоставлении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485—1490) с сделанной примерно за 20 5 лет ранее картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Инсинуация Апеллеса» (около 1495).

Последние работы 1498—1510

«Мистическое Рождество»

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в лжи и приговорён к погибели. Эти действия глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт «Магическое Рождество», единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется изготовленная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда бес на три с половиной года был выпущен. Потом он был закован в оковы в согласовании с двенадцатой, и мы увидим его , как на этой картине».

Посреди последних малочисленных работ художника этого периода – сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, также сцены из жизни Св. Зиновия.

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии живописцев, которая должна была избрать место для установки «Давида» Микеланджело.

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и оскудел так, что, если б о нём не вспомнил, когда ещё был живой, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой поликлинике в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие безбедные люди, фанаты его таланта, он мог бы умереть с голоду.» В мае 1510 года Боттичелли погиб в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище церкви Всех Святых.

«Сандро не идёт в свите других, но, соединив внутри себя очень почти все, что было разбросано, он с умопомрачительной полнотой отражает эталоны собственного времени. Не только лишь нам нравится он, но огромным фуррором воспользовался он и у собственных современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, объединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло "истинное".»

Галерея

См. также: Перечень картин Сандро Боттичелли

«Мадонна с Малышом и 2-мя ангелами» (1465—1470)

«Аллегория силы» (около 1470)

«Портрет неведомого с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)

«Портрет Джулиано Медичи» (1478—1482)

Портрет юный дамы (1480—1485)

«Паллада и Кентавр» (1482—1483)

Венера и Марс (около 1485)

«Мадонна делла Мелаграна» (1478)

«Благовещение» (1489)

«Оплакивание Христа» (около 1490)

«Портрет Данте» (около 1495)

«Последнее волшебство и погибель Св. Зиновия» (1500—1505)

«Магическое Распятие» (1490—1500)

Память

В честь Боттичелли назван кратер на планетке Меркурий.

«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465—1470)

«Аллегория силы» (около 1470)

«Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)

«Портрет Джулиано Медичи» (1478—1482)

Портрет молодой женщины (1480—1485)

«Паллада и Кентавр» (1482—1483)

Венера и Марс (около 1485)

«Мадонна делла Мелаграна» (1478)

«Благовещение» (1489)

«Оплакивание Христа» (около 1490)

«Портрет Данте» (около 1495)

«Последнее чудо и смерть Св. Зиновия» (1500—1505)

«Мистическое Распятие» (1490—1500)

Другие материалы в этой категории: « Сано ди Пьетро Сальви Джованни Батиста »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный