Хатум Мона



Когда родился: 1952

Где родился: Бейрут

Страна: Российская империя

Жанр: художник

В каком стиле писал: инсталляция


Биография

1952 — Родилась в Бейруте в семье палестинцев. 1975 — Осталась в Англии (в Ливане началась штатская война). Обучалась в школе Байэма Шоу. 1981 — Закончила Школу искусств Слэйда. 1995 — Номинировалась на Премию Тернера. Живойёт и работает в Лондоне.

Творчество

Одна из самых узнаваемых женщин-художниц арабского происхождения, живущая и работающая на Западе. Мона Хатум получила обширное признание благодаря концептуальным работам, приемущественно — перформансам, видео, объектам и установкам. В центре внимания художницы была тема человечьих отношений — как ими манипулируют, как они зависят от класса, пола, расы, как они изменяются и зависят от культурных различий и передвижения. Её ранешние работы имели политическую направленность. Сначала 90-х произведения Хатум стали более концептуальными и тонкими, содержащими более сложное и многоуровневое исследование этих тем. Работы Моны Хатум в большей степени минималистичны по форме. В собственных статуях Хатум трансформировала знакомые ежедневные объекты, домашние предметы, такие как стулья, детские кровати и кухонную утварь, в вещи незнакомые, пугающие и небезопасные. Мона Хатум номинировалась на премию Тернера в 1995, участвовала в большенном количестве выставок, в том числе в Венецианской Биеннале (1995 и 2005), Биеннале в Сиднее (2006).

Работы

Daybed (2008) — кухонная тёрка в виде кровати, чья острая поверхность может порезать плоть. Paravent (2008) — тёрка для сыра в виде ширмы для комнаты. Мона Хатум подвергает обычные предметы трансформации, которая беспокоит и смотрится угрожающей. Untitled (Cut-Out 7, 2008) — циклический орнамент оказывается вооружёнными солдатиками. Война, изгнание и актуальные состояния — неизменные темы в творчестве Хатум. Hanging Garden (2008) — установка, состоящая из 100 мешков с проросшей травкой, уложенных на высоту людского роста и длиной 10 метров. Мешки были заполнены зерном, которое продолжало прорастать во время шоу. Установка напоминала прекрасную версию баррикады из мешков с песком, которые употребляют во время войны как укрытие для боец. Nature Morte Aux Grenades (2008) — состоит из различных, пастельных по цвету объектов из стекла, схожих по форме на ручные гранаты, лежащих на металлической телеге. Различные цвета и размещение этих предметов напоминают декоративный орнамент. Эти прекрасные ручные гранаты представляют инструменты погибели и увечья, и в то же время, эстетически презентабельны. Mobile Home II (2006) — установка, состоит из ежедневных предметов (таких как игрушечные грузовики, стулья и чемоданы), которые передвигаются меж 2-мя металлическими барьерами. Движение этих знакомых предметов пробуждает чувство дискомфорта и утраты безопасности. Статуя Hot Spot (2006) — земной шар из нержавеющей стали и неоновых трубок. Статуя Twins (2006) Undercurrent (2004) — наизловещая напольная установка, состоящая из толстых электронных кабелей, которые сплетены в ковёр с лампочками в виде бахромы. Свет однообразно пульсирует. Traffic (2004) Grater Divide (2002) Cage-à-deux (2002) Webbed I (2002) Установка «Свет в конце» (Light at the End, 2002) состоит из железной рамы и 5 электронных частей. Это смотрится как тёмный туннель с красноватым, оранжевым и жёлтым светом в конце. Этот цветной свет соблазняет зрителя, выглядя тёплым и симпатичным по контрасту с негостеприимной мглой тоннеля. Но, притягивающий свет — это ловушка. Только когда зритель подходит поближе, цветной свет открывает собственный настоящий нрав как электронный и страшный. Теплота красноватого трансформируется в страшный кровавый цвет. Установка «Мексиканская клетка» (The Mexican Cage, 2002) представляет собой разноцветную клеточку для птиц. Её калоритные миролюбивые цвета находятся в контрасте с агрессивной природой клеточки. Работа предлагает метафорическую связь меж пойманной канарейкой и жизнью мексиканского фабричного рабочего. Homebound (2000) Sous Tension (1999) Установка «Deep Throat» (1996) — путешествие с помощью эндоскопа через «интерьер» тела художника. «Corps étranger» (1994) «+ и -» («+ and -», 1994—2004) — кинетическая статуя. Хатум механизировала практику сотворения и стирания. С частотой 5 поворотов за минуту, гипнотическое движение и шуршание песка сопровождают полярность сотворения и разрушения, возникновения и исчезновения.

Индивидуальные выставки

2009 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, New-york. 2005 — Музей современного искусства, Сидней. 2005 — Mobile Home, галерея Alexander and Bonin, New-york. 2004 — Hamburger Kunsthalle, Kunstmuseum Bonn, Magasin 3, Стокгольм. 2002 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, New-york. 2000 — Tate Britain, Лондон. 1999 — Castello di Rivoli, Турин. 1999 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, New-york. 1998 — Музей современного искусства, New-york. 1997 — Музей современного искусства, Чикаго. 1994 — Centre Pompidou, Париж.

Признание

Премия Джорджа Мачюнаса (2000, Висбаден), премия Соннинга (2004, Копенгаген), премия Рольфа Шока (2008), премия Жуана Миро (2011, см.: ).

Литература

Mona Hatoum, Edward W. Said, Sheena Wagstaff. Mon Hatoum: The Entire World as a Foreign Land. — London: Tate Gallery Pub., 2000. — ISBN 1-85-437326-9.

Другие материалы в этой категории: « Хейден Френсис Сеймур Харрис Эдвин »

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный