Стерлигов Владимир Васильевич



Когда родился: 5 18 марта

Где родился: Варшава

Когда умер: 1 ноября

Где умер: Петродворец

Подданство: Российская империя

Гражданство: СССР

Жанр: живопись, графика
Где учился: К. С. Малевич


Оказал влияние на: П. И. Басманов




Биография

Родился в Варшаве. Отец — Василий Николаевич Стерлигов (187?-1932), дворянин, учитель истории, мама — София Яковлевна Стерлигова (урожд. Чубаровская; ок. 1880—1915), учительница. Скоро после рождения переехал с родителями в Москву; семья жила на Воздвиженке(Ваганьковский пер, д. 3, кв. 2); лето проводил в имении, в селе Острое Пластиково. Детство провёл в Москве. Обучался в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922—1925 обучался на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, в 1923—1925 обучался живописи и рисунку в личных студиях.

ГИНХУК См. также: ГИНХУК

Летом 1925 по совету художницы В. М. Ермолаевой переехал в Ленинград, и осенью 1925 начал работать в ГИНХУКе у К. С. Малевича. С января 1926 официально оформлен практикантом отдела красочной культуры ГИНХУКа; занимался живописью под управлением К. С. Малевича, изучал кубизм и супрематизм; и после закрытия ГИНХУКа работал под управлением К. Малевича (до 1934). Познакомился с Н. Н. Пуниным, П. Н. Филоновым, П. А. Мансуровым, М. В. Матюшиным, Н. И. Харджиевым, Б. В. Эндером. Вкупе с В. М. Ермолаевой, К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, Н. М. Суетиным, А. А. Лепорской вошёл в «группу живописно-пластического реализма», образованную в 1929, оставался близок этим художникам в течение всей жизни.

В декабре 1926 познакомился с поэтами круга ОБЭРИУ — А. И. Введенским, Д. И. Хармсом; их личная и творческая дружба длилась до 1941 года.

В 1929 начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журнальчиками «Ёж» и «Чиж»; иллюстрировал книжки, в том числе «книги собственного текста». Все предвоенные годы писал стихи и прозу.

С 1930 начал работать как преподаватель; его первым учеником стал живописец П. И. Басманов. В 1932 вступил в Альянс Живописцев. В октябре 1932 участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Российском музее. Работы сих пор: «Равновесие» (1927), серии «Мужики», «Жнецы», «Полуобраз» (1933).

Арест и предвоенные годы

25 декабря 1934 был арестован и находился под следствием до 26 февраля 1935. 27 марта 1935 осуждён согласно постановлению УНКВД по статье 58-10, 58-11; 29 марта 1935 выслан отбывать наказание в 1-е отделение 3-го отдела Карагандинского ИТЛ. В лагере вкупе с ним отбывали срок живописцы В. М. Ермолаева и П. И. Соколов. Находился в заключении (Карлаг, посёлок Долинка) до 19 декабря 1938, был досрочно освобождён.

В декабре 1938 встал на учёт в Союзе живописцев Казахстана, в Караганде.

В августе 1939 переехал в Подмосковье (в Петухи); невзирая на воспрещение жить в Москве, повсевременно бывал там, останавливаясь у друзей (Е. В. Сперанского, Е. В. Сафоновой). В 1940 работал над панно на Сельскохозяйственной выставке в Москве. В эти годы встречался с А. И. Введенским, стал крёстным папой его отпрыска Петра.

Война и эвакуация

В 1941 переехал в посёлок Малая Вишера Ленинградской области. 22 июля 1941 призван по мобилизации Маловишерским РВК Ленинградской области в 47-й запасной артиллерийский полк (рядовой 2-го припаса). Совместно с полком находился на фронте, идущем по реке Сестре, где 12 января 1942 был контужен. Находился на исцелении в полевом лазарете, с 28 февраля по 15 мая — в эвакогоспитале № 1354 (там сделал серию рисунков «В госпитале»). В феврале 1942 вызнал о погибели Даниила Хармса, написал текст «На погибель Даниила Ивановича». 15 апреля 1942 уволен из армии инвалидом 2-й группы, а 1 июня 1942 признан негожим к военной службе с исключением с учёта. Награждён боевой медалью «За оборону Ленинграда».

13 июня 1942 эвакуировался из блокадного Ленинграда в Алма-Ату, где 3 июля 1942 встал на учёт в Союзе живописцев Казахской ССР. Вошёл в круг живописцев, эвакуированных из Москвы и Ленинграда: Д. Митрохин, Б. Урманче, С. Калмыков, П. Зальцман, Ф. Бернштам, Н. Харджиев, Б. Кузин, Н. Берковский, М. Аксельрод, Р. Великанова. Близко дружил с В. В. Воиновым. В 1943 году женился на ленинградской художнице Т. Н. Глебовой. Организовывал художественную жизнь в Алма-Ате: работал в ЦДКА, в лазаретах; организовал студию в Союзе живописцев, где занимался разработкой художественных заморочек; преподавал историю и перспективу в художественном училище; вёл литературные передачи на радио; изучал технику фресковой живописи и писал фреску на стенках Союза живописцев Казахстана. По договору с КазИЗО выполнил иллюстрации к 7 детским книжкам; участвовал в республиканской выставке «Великая Российская война»; организовал выставку художников-фронтовиков (1944), также свою индивидуальную выставку (1943) и групповые выставки «О колорите», «Рисунок»; красочной работой участвовал в выставке к юбилею народного героя Амангельды Иманова. Посреди его работ сих пор выделяется серия «Воспоминания о супрематизме». С 1944 по ноябрь 1945 заходил в бюро графической секции Союза живописцев КазССР, в 1945 избран секретарём графической секции Союза живописцев КазССР. В ноябре 1945 возвратился в Ленинград.

Послевоенные годы

В декабре 1945 встал на учёт в ЛОСХ и интенсивно вошёл в ленинградскую художественную жизнь. В круг его общения в 1940—1950 входили живописцы Г. Н., А. Г., В. Г. Траугот, В. П. Янова, П. И., Н. Г. и М. П. Басмановы, А. А. Лепорская и Н. М. Суетин, архитектор М. В. Войцеховский, искусствовед В. Н. Петров, астрофизик Н. А. Козырев, филолог-античник А. И. Зайцев, философ Я. С. Друскин. В Москве встречался с Б. В. Эндером, Д. И. Митрохиным, Н. И. Харджиевым.

В неких работах 1940-х годов находится момент супрематизма, «супрематические состояния»: «Окно», «Старая Ладога» (1946—1947). Другие его работы несут уже новые образы: серия «Быки» (1940—1950); серия гуашей «Облака перед несуществующим» (1950—1951). В 1951 начал разрабатывать религиозную тему: Евангельский цикл (1951—1954), серия гуашей «Вестники» («Ангелы», 1956—1957), данная тема длилась в протяжении всей жизни.

В 1940-60 е гг. продолжал писать стихи и прозу. Его литературные произведения размещены посмертно.

1960-е годы

В 1950-е годы дружил с реставраторами и исследователями древнерусского искусства; учавствовал в праздновании юбилея Андрея Рублёва в Москве (1960). В это время в его графических и красочных работах возникают новые пластические свойства.

Сначала 1962 года, развивая теорию собственного учителя К. С. Малевича о добавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый добавочный элемент искусства 1960-х — «прямо-кривую». Его теория получает заглавие «Чашно-купольного сознания». В 1962 Стерлигов посвящает в свою идею других живописцев, завлекает их к работе над новейшей формой, над созданием нового пластического места — сферического, криволинейного.

В 1963—1966 гг. совместно с друзьями сделал «Старопетергофскую школу», получившую это заглавие, так как встречи и выставки живописцев проходили в Древнем Петергофе, в доме художника С. Н. Спицына.) В круг Старо- петергофской школы входили В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова, П. М. Кондратьев (до 1965), С. Н. Спицын, В. П. Волков(до 1965), искусствоведы Е. Ф. Ковтун и А. В. Повелихина. Стерлигов и его круг изучали теорию добавочного элемента К. С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве — импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, не считая футуризма», изучили цвет. Стерлигов называл эту работу «невидимый институт», так как лицезрел в ней продолжение, с перерывом более чем в 30 лет, исследовательской работы, проводившейся в ГИНХУКе. "Разъяснение прошлого дня нынешним", недолгое возвращение к прошедшему периоду служило художникам к тому, чтоб « освежить» свою современную работу. Основное внимание Стерлигов направлял на работу над « чашно-купольным сознанием».

Индивидуальные выставки работ В. В. Стерлигова при его жизни проходили изредка: однодневная выставка в ЛОСХ (1966), и две выставки, в НИИ архитектуры и в ГМИИ в Москве (1970). С 1957 проводил «квартирные» выставки у себя дома и у друзей. С июня 1971 эти выставки проходили в мастерской Т. Н. Глебовой на ул. Ленина, д. 52, кв.43.

Творчество

Практикантам ГИНХУКа К. С. Малевич гласил: «…это будет школа, а не работа в искусстве, которой вы будете заниматься позднее, развивая Собственный добавочный элемент». В этом смысле Стерлигов — прямой наследник Малевича, потому что понял и именовал новый добавочный элемент 1960-х годов. Собственный вывод в искусстве Стерлигов сделал из супрематизма Малевича; новые характеристики цвета, изучаемые Стерлиговым, также были выводом из супрематизма. У Малевича Стерлигов взял и геометрическую форму как модуль строения мира, красочного и космогонического, как «соображение о строительстве Вселенной». Идея о Вселенных, представленных в виде сфер, при касании которых появляется Кривая, имеет своё разъяснение и в науке, где, по одной из теорий строения Вселенной, она состоит из нескончаемого количества касающихся друг дружку сфер. Две зеркально отражающиеся Кривые образуют чашу — потому Стерлигов и именует свою идею «чашно-купольное строение Вселенной».

Владимир Стерлигов был декларативен более собственных учителей, объясняя это «ответственностью каждого художника перед Высшим».

Я не обучался у Татлина, но взял у него главное. Те, кто обучался у Татлина — никогда его учениками не были. Я не обучался у Матюшина, но взял у него главное. Те, кто обучался у Матюшина, никогда его учениками не были. Я обучался у Малевича и после квадрата я поставил чашу. От Филонова — напряжённое внимание к микрочастице поверхности. От Малевича — чувство супрематичности природы Вселенной. От Татлина — национальные характеристики. От Матюшина — «импрессионистический» «кубизм»

— Владимир Стерлигов. Тексты об искусстве, дневники, письма // Шестнадцать пятниц: 2-ая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 71. («Experiment / Опыт: Журнальчик российской культуры». – № 16: В 2 ч.

Все эти свойства Стерлигов и его соратники развивали в своём творчестве. Друг Стерлигова, живописец Б. В. Эндер, отдал такую оценку его работе:

максимально формалистическое искусство, и вкупе с тем такое близкое и реальное, взятое из природы

— Шестнадцать пятниц: 2-ая волна ленинградского авангарда. – LA, USA, 2010. – Ч. 1. – С. 262—263.

Стерлигов… был вождь направления, отводивший немалые роли идеям, формулировкам программ… один из больших представителей ленинградской школы 20 века. Особенность ленинградской красочной школы 20 века — практически иконная (чуток аскетичная) светимость цвета… мрак и свет проницают друг дружку, подобно тому как они соотносятся и в людском мире.

.

Более известные работы Стерлигова 1960-х гг. и 1970-х гг.:

красочная серия «Моря»,1962 графические серии : «Лик», «Око», «Свойства чашной кривой», «Во Вселенной», «Касание», «Природа в чаше»,« Треугольник Рёло» (1962); коллаж «Квадрат в куполе» (1963), живопись: «Разговор: Вопрос и Ответ» (1963), «Портрет Люси Ушаковой» (1963), акварель «Путешественник (Путница)» (1963), графическая и красочная серия «Сан-Паулус», графическая и красочная серия «Диаконы» (1964), живопись: «Черёмушки»(1964), « Чаша»(1964), «Щукино»(1964), графическая серия «Выходит Мария» (1964), акварели «Мы живойём снутри купола» (1965); графическая серия «Ленты Мёбиуса» (1965), живопись: «Разговор об Истине» (1967), живопись: «О Возвышенном» (1967), живопись: «Здравствуйте!» (1967); живопись: «Пустынник (Монах)» (1967); графическая серия «Пошатнувшееся пространство» (1967), живопись: «Преклонимся все (1-ая бабочка)» (1969—1970); пастели «Рябинка» и «Сухая трава» (1971); графическая серия: «Ангелы травы» (1972); гуашь «Распятие» (1973); акварель и гуашь «Голгофа» (1973); красочная и графическая серия «Скрытая геометрия» (1973). Книжная иллюстрация

В книжной иллюстрации В. В. Стерлигов работал в протяжении всей жизни. В 1953—1973 повсевременно сотрудничал с детским журнальчиком «Мурзилка».

Избранные работы Емелин С. За белухой. — М.; Л.: ОГИЗ, 1931. Стерлигов В. На самолёте в Америку / Картинки создателя. — М.; Л.: ОГИЗ, 1931. Стерлигов В. Огород / Рис. создателя. — М.; Л.: ОГИЗ; Юная гвардия, 1931. Черненко А. И. Баста! Повесть для старшего возраста / Обложка и картинки В. Стерлигова. — М.; Л.: Юная гвардия, 1932. Гринберг И. И. Поход 12-ти / По рассказу германского писателя Г. Пийета; Обл. и рис. В. Стерлигова. — М.; Л.: Юная гвардия, 1932. О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром: Индийская притча / Пересказал для деток Н. А. Ходза. — Л.: Ленинградский живописец, 1958. Российские загадки. — М.: Детский мир (Малыш), 1961. Вейнгартнер Ф. Советы дирижёрам / Перевод М. В. Юдиной. — М.: Музгиз, 1962. (Не издано) Сперанский Е. Актёр театра кукол. — М.: ВТО, 1965. Мочалов Л. Голубой лес. — Л.: Детская литература, 1966. Озерецкая Е. Совершенно новые сказки. — Л.: Детская литература, 1966. Сперанский Е. Повесть о необычном жанре. — М.: ВТО, 1971.

Семья

Супруга (с 1925) — Мейснер Лидия Ивановна (1902—1942); Супруга (с 1943) — Глебова Татьяна Николаевна (1900—1985).

Память

На могиле В. В. Стерлигова на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в 1974 поставлен монумент, изготовленный С. Н. Спицыным, по наброску, повторяющему работу Стерлигова «Распятие».

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный