Шилтьян Григорий Иванович



Когда родился: 20 августа

Где родился: Нахичевань-на-Дону

Когда умер: 1 апреля

Где умер: Рим

Гражданство: Италия

Жанр: живопись

Где учился: Академия художеств

В каком стиле писал: кубофутуризм

На него(неё) оказали влияние школа: Обри Бердслей

© Работы этого автора несвободны

Биография

Григорий родился в 1900 году в Нахичеване-на-Дону (сейчас район Ростова-на-Дону). Его отец был адвокатом, мама происходила из семьи богатых армянских промышленников. По окончании лицея он переехал в Москву, где он продолжил обучение в традиционной гимназии А. Адольфа. В это время Григорий начал исследование изобразительного искусства. В пятнадцатилетнем возрасте он ворачивается в Ростов-на-Дону, а потом переезжает в Петроград, где обучается в Академии художеств.

После Октябрьской революции Шилтьян бежит в Грузию с намерением уехать оттуда в Европу, но не имея визы, временно обосновывался в Тбилиси. В космополитическую среду городка его ввели братья-художники Илья и Кирилл Зданевичи. Тут Григорий также встречает живописцев Сергея Судейкина, Савелия Сорина, поэтов Тициана Табидзе, Паоло Яшвили, Василия Каменского, драматурга Николая Евреинова и музыканта Николая Черепина. Недолговременное время он заходил в группу нигилистов-дадаистов «ничевоки», состоявшую из представителей творческой интеллигенции.

В 1919 году Шилтьян покинул Грузию. После короткой остановки в Крыму, 5 августа 1920 года он совсем оставляет Россию, переехав поначалу в Константинополь, а потом в Вену. Тут, гостя у родственников, он обучается в Академии художеств.

В канун Рождества 1922 года Григорий переехал в Берлин. Там в 1923 году он вступает в брак с Леной Боберман. После свадебного путешествия в Монако, Шилтьян уезжает в Италию. С 1923 по 1927 год он проживает в Риме. В 1927 году Г. Шилтьян основался в Париже, где живойёт до 1932 года. В 1933 году он ворачивается в Италию и поселяется в Милане, где живойёт до 1941 года. С началом 2-ой мировой войны он уезжает совместно с супругой на озеро Гарда и ворачивается назад только в 1947 году.

Погиб Г. И. Шилтьян 1 апреля 1985 года в Риме.

Творческая деятельность

Г. И. Шилтьян. Автопортрет

Дебют Григория как художника состоялся после его возвращения в Ростов-на-Дону. Со своими авангардными кубофутуристическими работами он учавствовал в коллективных выставках. Предстоящее формирование его стиля проходило в петроградской Академии художеств. Огромное воздействие в это время на него оказал Обри Бердслей. В 1920-х годах, изучая в Академии и Венском музее произведения итальянского Возрождения, Шилтьян ворачивается к традиционному изображению.

Перебравшись в Берлин, Григорий вместе с живописцами Львом Заком, Филиппом Гозиасоном и Романом Крамштичем открывает студию на Моцштрассе.

Уехав в Рим, Шилтьян открыл там студию и в 1925 году принял роль в Римской биеннале. Узнаваемый итальянский искусствовед Роберто Лонги рекомендовал Шилтьяна художественной галерее «Дом искусств Брагаглия». Критик направлял повышенное внимание на особенности живописи художника, в духе возрождённых традиций Караваджо и реализма фламандской школы, которые сочетались с впечатляющей фотографической точностью, что позволяло достигать двояковыпуклого эффекта за счёт малогабаритного нанесения цветов и техники, взятой у древних создателей.

Посреди 1920-х годов по заказу князя Волконского он делает в 2-ух экземплярах копии росписи овала потолка дворца Строгановых в Риме начала XVII века. После того как оригиналы были утрачены, они были без промедления изменены копиями Шилтьяна и выданы за подлинники.

В 1926 году Григорий принял роль в Венецианской биеннале. Обосновавшись в Париже, выставляется в Салоне Независящих (фр. Salon des Indépendants). Одна из его работ была приобретена музеем Люксембурга. В 1928 году он учавствует в выставке российского искусства (all'Exposition de l'Art Russe), проходившей во Дворце роскошных искусств в Брюсселе. Его работы приобретает Царский музей Бельгии. Визитной карточкой его живописи становится натюрморт, с приёмом «trompe-l'œil» («обманки»), другими словами с применением иллюзионистических эффектов.

Возвратившись в 1933 году в Милан Григорий работает также в качестве портретиста, делая на заказ портреты представителей итальянской культуры и политики. Он посылает свои работы на разные забугорные выставки, проходившие в Льеже, Берлине, Лондоне. В Милане Шилтьян подготовил индивидуальную выставку в Галерее Скопиник (итал. Galleria Scopinich), рецензию на которую сделал арт-критик Карло Карра в газете «Амброзиана». В том же 1933 году — выставку в Галерее Ван Леер в Париже, в 1937 году — в пресс-клубе в Болоньи, в 1939 году — опять в Милане в галерее Этторе Джан Ferrari. Он выставляет в Английском павильоне на Венецианской биеннале 1936 года картину «Вакх в таверне», которую заполучила Государственная галерея современного искусства в Риме. В 1940 году он вместе с Фабрицио Клеричи делает иллюзионистические эффекты для VII Миланской триеннале. В 1942 году живописец устраивает индивидуальную выставку в миланской личной галерее Дель Мильоне. В том же году под его работы отводят зал на Венецианской биеннале.

После войны Григорий Иванович сделал студию в Милане во дворце Тривульцио. В 1947 году он экспонируется в миланской галерее Дель Иллюстрационе на выставке «Живопись группы современных художников-реалистов» вместе с братьями Ксавьером и Антонио Буэно, Карло Гуарьенти, Аччи, Серри и Пьетро Аннигони. В 1948 году с этой же группой он организует выставку в римской галерее Ла-Маргерита. Летом живописец работает на озере Гарда, где изучает маньеризм. В 1949 году он экспонируются на выставке в портретной галерее Керубини (Ritratto alla Galleria Cherubini) во Флоренции. В 1950 году выставляет ряд работ на XXV Венецианской биеннале и на «Международной выставке художников-реалистов» в парижской галерее Марторен (фр. Galérie Martoren). В том же году в Милане вышла книжка французского искусствоведа Вальдемара Джорджа посвящённая Григорию Ивановичу — «Шилтьян: мистика реальности».

С 1950-х годов Григорий Шилтьян делает костюмчики для постановок оперного фестиваля Флорентийский музыкальный май и театра Ла Гора. С 1960-х годов он иллюстрирует произведения на религиозные темы.

В апреле 1959 года у Григория Ивановича гостила семья Миши Шолохова. Дочь писателя Светлана Михайловна в собственных «Дневниковых записях» вспоминает, что их поразило мастерство художника:

В Европе властвовал примитивизм в живописи, а Шилтьян в противовес этому направлению писал свои картины в подчеркнуто реалистическом, даже натуралистическом стиле.

Г. И. Шилтьян опубликовал две автобиографические книжки: «Моё приключение» (итал. «Mia avventura») и «Реальность Шилтьяна» («La realtà di Sciltian»), вышедшие в Милане в 1963 и 1968 годах, соответственно.

Некие портреты

Григорий Шилтьян выполнил на заказ ряд портретов, в том числе:

Иво Панаджи (1925, Рим, коллекция Шилтьяна в Риме) Маргарита Спиридович (1930, Париж, коллекция Шилтьяна в Риме; 1932, масло, Париж, личная коллекция) Князь Волконский (1938, Париж, личная коллекция, Париж) Джованни Шайвиллер (1941, коллекция Сильвано Шайвиллера) Графиня М. А. Терци (1944, коллекция графа Оттобоно Терци, Брешиа) Донна А. Брузадели (1949, личное собрание, Рим) Госпожа М. А. Фолонари (1949, коллекция У. Фолонари, Брешиа) Граф Джан Карло Камерана (1953, коллекция графини Лауры Камерано, Турин) Лаура Кабасси (1953, коллекция Джузеппе Кабасси, Милан; 1958, коллекция Джузеппе Кабасси, Милан) Лючио Риденти (1955, коллекция Лючио Риденти, Турин) Мирта Мантеро (1955, коллекция Мантеро, Черноббьо, Комо) Граф Джероламо Гаслини (1957, Фонд Гаслини, Генуя) Графиня Лоредана Коопманс-де-Йольди (1958, коллекция Коопманс-де-Йольди, Милан) Госпожа М. А. Гальтаросса (1959, коллекция Джакомо Гальтаросса, С. Пьетро в Кариано, Верона) Граф Л. Занон ди Валджурата (1959, коллекция Л. Занона, Турин) Конструктор Е. Морони (1960, набросок, коллекция Морони, Милан) Арнольдо Мондадори (1960, коллекция Мондадори, Милан) Госпожа М. Орланди (1963, коллекция А. Орланди, Милан) Семья Адреани (портрет Хильды Адреани, 1963, коллекция Маурицио Адреани, Милан; портрет Маурицио Адреани, 1966, коллекция Маурицио Адреани, Милан) Пеппино де Филиппо (1965, коллекция Пеппино де Филиппо, Рим) Командор Данте Кода (Институт банка С. Паоло, Турин) Индивидуальные выставки Декабрь 1925 — «Дом искусства Брагаглия», Рим, выставка, организованная Роберто Лонги; выставленные картины: «Гитара», «Женщины», «Игрушки», «Плоды», «Торговец фруктами» (1924); «Продавец рыбы», «Цветочница», «Портрет художника», «Причесывающийся человек», «Кухонная утварь», «Обнажённая женщина» (1925) и 17 рисунков (1925). Июнь 1933 — галерея Скопиник, Милан. Около 1933 — ресторан Джацци (Ristorante Giazzi), парк Монци. Около 1933 — галерея Превости (Galleria Prevosti), Варезе. 1934 — галерея Дедало (Galleria Dedalo), Милан. 1937 — пресс-клуб, Болонья, выставка, организованная собирателем Ванелли. Апрель 1939 — галерея Этторе Джан Ferrari, Милан, выставка, организованная Рафаэлем Каррьери. 1940 — Лицей, Флоренция, выставка, организованная Контини-Бонакосси. 1942 — галерея Дель Мильоне, Милан; выставка получила неплохую рецензию Уго Ойетти («Коррьере делла Сера», 25 февраля 1942) и закрепила фуррор Шилтьяна, который начинает получать бессчетные заказы как муниципальные, так и личные. 1942 — XXIII Интернациональная выставка Биеннале искусств в Венеции; в Центральном выставочном дворце экспонировались последующие работы Шилтьяна: «Музыкальные инструменты», «Клио», «Любопытные женщины», «Писатель Джованни Шайвилер», «Путешествие по Италии», «Путешествия», «Романтика», «Мореплаватель», «Граф Л. Висконти ди Модроне», «Принц С. Кастельбарко Альбани», «Любовное письмо», «Портрет мыслителя», «Книги», «Автопортрет», «Филателист», «Сюзанна и старцы», «Портрет Лизетты Понти», «Обман I», «Голова девочки», «Обман II», «Обман III», «Вакх в таверне», «Портрет Ромео Тонинели». 23 июля — 20 сентября 1955 — выставка работ Григория Шилтьяна, Лодочное общество буцентавров, Венеция. 1956 — пресс-клуб, Рим. 26 июня — 6 октября 1958 — выставка работ Григория Шилтьяна, Лодочное общество буцентавров, Венеция. 16 мая — 16 июня 1963 — выставлена картина «Крещение Иисуса», салон Беато Анджелико, Рим. Ноябрь — декабрь 1970 — чествование Г. И. Шилтьяна во дворце Венеция, салон Барбо, Рим. Июнь — сентябрь 1973 — Атенео Сан-Басса, Венеция. 21 апреля — 6 мая 1977 — галерея Ла Градива, Рим. 12—29 марта 1979 — выставлена картина «Mors atomica», галерея Ла Баркаччья, Рим. Июль — октябрь 1980 — выставка «Григорий Шилтьян — антология с 1916 года», Ротонда на улице Безана, Милан. 1983 — выставка «Антология», Москва. 2 февраля — 31 марта 1986 — выставка «Шилтьян — ретроспектива», Алмазный дворец, Феррара. Коллективные выставки 1925 — III Интернациональная биеннале искусств в Риме, зал 15. 1926 — XV Интернациональная выставка искусства в Венеции. 1936 — XX Интернациональная выставка современного искусства в Венеции, Английский павильон; экспозиция иноземцев, живущих в Италии. Декабрь 1936 — соц выставка в Осеннем салоне, Милан. 8—23 мая 1937 — галерея Дедало, Милан, выставка работ Николая Бенуа и Григория Шилтьяна; выставленные картины: «Мастер по изготовлению гитар», «Игроки», «Туалет», «Клоун», «Стол художника», «Продавец рыбы», «Юноша с гроздью винограда», «Портрет графа Муццарелли-Верзони», «Портрет российского эмигранта», «Философ», «Ностальгия», «Автопортрет», «Подросток в жёлтой футболке», «Вакх в таверне», «Голубое письмо», «Корзинка с фруктами», «Бокал и тыква» и 40 натюрмортов. Ноябрь 1939 — соц выставка в Осеннем салоне, Милан. 1940 — VII Миланская триеннале. Апрель 1941 — галерея Дель Мильоне, Милан; выставленные картины: «Музыкальные инструменты» (1939), «Святой Себастьян» (1940), «Портрет мыслителя» (1940), «Завтрак» (1940). 1947 — выставка «Живопись группы современных художников-реалистов», галерея Дель Иллюстрационе в Милане и галерея Флоренции. 1948 — выставка «Живопись группы современных художников-реалистов», галерея Ла-Маргерита, Рим. 1948 — XXIV Венецианская биеннале, Центральный дворец, зал IX. 1949 — галерея Керубини, Флоренция. 1950 — XXV Венецианская биеннале, Центральный дворец, зал XIX. 1984 — выставка современных художников-реалистов (1947—1949), оружейный зал дворца Веккьо, Флоренция. 1987 — Государственная галерея современного искусства, Рим. 2007 — выставка «Autoritratti-Selfportrait», дворец Франкетти, Венецианский институт литературы, наук и искусств, Венеция; выставленная картина: «Автопортрет» (1954). Сценография 1953 — «Война и мир» Сергея Прокофьева, «Флорентийский музыкальный май», режиссёр Татьяна Павлова. 1954 — «Мавра» Игоря Стравинского, театр Ла Гора, Милан. 1957 — «Колокольчик» Гаэтано Доницетти, Пиккола Гора, Милан. 1958 — «Абу-Гассан», Карл Мария Вебер, Пиккола Гора, Милан. 1958 — «Заговорщики, либо Домашняя война» Франца Шуберта, Пиккола Гора, Милан. 1962 — «Испанский кардинал» Анри де Монтерлана, театр «Конвеньо», Милан. Иллюстрации Анна Брузадели, «I giorni: poesie» (Таллоне, Париж, 1952) — 5 цветных иллюстраций. Лев Толстой, «Анна Каренина» (Издательский дом, Милан, 1967) — 118 цветных иллюстраций. Публикации «Изображение действительности: эстетика и техника»: Pittura della realtà: estetica e tecnica. — Milano, 1956. «Моё приключение»: Mia avventura. — Milano, 1963. «Реальность Шилтьяна»: La realtà di Sciltian. — Milano, 1968. «Григорий Шилтьян, 30 „обманок“» (с введением Поля Виалара): Gregorio Sciltian, 30 trompe-l’oeil. — Milano, 1980. — ISBN 88-203-1188-7. «Трактат о живописи: эстетика, техника» (с введением Уго Спирито): Trattato sulla pittura: Estetica, tecnica. — Milano, 1981. — ISBN 88-203-0928-9.

Шилтьян в филателии

Картина «Филателист» на почтовой марке Кубы (1968), посвящённой Деньку почтовой марки (Скотт #1332)

Одна из работ Г. И. Шилтьяна — картина «Филателист» — не только лишь попала на почтовую марку Кубы 1968 года, да и была увидена в филателистической литературе тех лет. А именно, Борис Кисин в собственной книжке «Страна Филателия» (1969) привёл иллюстрацию этой картины, сопроводив её последующим текстом в духе тех пор:

Поглядите на картину «Филателист» Григория Шилтьяна, известного художника-реалиста, живущего в Италии. Он кропотливо выписывает каждую деталь в виде собственного героя, стремясь к предельной ясности выражения.

Как изобразил живописец филателиста? Неубранная, захламлённая комната. Старенькое, рваное кресло. Усталые руки, потухший взгляд. В жизни осталась одна привязанность — марки, и больше ничего.

Как много их таких филателистов, в капиталистическом мире! Нам чужды цели их собирательства. Марки не средство ухода от мира, а помощь в его зании.

Мы собираем марки не для того, чтоб укрыться от жизни, а чтоб жить более много, более отрадно, с большей полезностью себе и для других.

В 1981 году картина Г. И. Шилтьяна «Еда и вино» была помещена на почтовую марку Италии, посвящённую первому Глобальному деньку продовольствия (Скотт #1492). Не считая того, в 1982 году почта Сан-Марино выпустила три рождественские марки с картинами Григория Ивановича на религиозные темы (Скотт #1037-1039).

Память

В 1989 году в усадьбе Мирабела дель Витториале (Гардоне Ривьера) открылся музей Григория Шилтьяна. Коллекция состоит из 32 картин художника.

См. также

Перечень армян

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный