Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси (Грузия) в древнем квартале Сололаки. Место рождения, по словам архитектора, почти во всем обусловило его творческий способ и отношение к жизни:
Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, посреди гор. И мое чувство места было воспитано конкретно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что соколы летают понизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, и тогда появляются чувства, определяющие твою жизньБабушка Франгуляна была пианисткой, в доме приветствовалось все, связанное с искусством. Атмосфера музыки и творчества создавала определенную ауру, формируя особенное отношение к жизни и будущий творческий способ архитектора.
В 1956 г. Семья Франгуляна переехала в Москву. Тут будущий архитектор поступил в известную физико-математическую«Вторую школу», известную тем, что кроме массивного математического образования, она давала ученикам широчайший пласт гуманитарных познаний. В то время там преподавали такие мастера российскей педагогики, как Феликс Раскольников и Израиль Сивашинский . Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам нелегальных создателей , в том числе, 1-го из возлюбленных писателей Франгуляна — Исаака Бабеля . Спустя годы, работая над монументом писателю, установленном в Одессе в 2011 году, архитектор признавался, что спектр и суть бабелевского языка почти во всем его сформировали:
Тут нет пустых мест, есть неописуемая плотность образов и необыкновенный российский язык ….пожалуй, Исаак Бабель — быстрее архитектор от литературыВ школе также работал шекспировед и спец по античности Владимир Рогов. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла «Филоктет» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссёру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета . Случаем лицезрев статуэтку, друг семьи, архитектор Миша Смирнов, отдал ей высшую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.
В 1964 году поступил на отделение статуи Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова . В Строгановке Жора Франгулян воспитывался на скрещении 2-ух школ — Жору Мотовилова и Александра Матвеева, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Но поступить с первого раза в училище будущему архитектору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние особые заведения, Франгулян поздно начал заниматься, и не был довольно подготовлен, потому пришлось ещё год интенсивно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как потом отмечал архитектор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый живописец должен быть безупречным рисовальщиком, так как ремесло сформировывает личный почерк, определяющий художника как особенность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью.
Ещё учась в Строгановке, Франгулян стал неизменным участником российских и интернациональных художественных выставок. В протяжении творческого пути архитектор принял роль более чем 100 выставках
В 1983 году сделал 1-ое в СССР авторское литейное создание. В то время в СССР была монополия на цветные металлы, отлить статую из бронзы было может быть лишь на муниципальных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Но в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии, Франгулян попал под притягательность процесса и во дворе собственной мастерской выстроил свой литейный цех. Желание творить было посильнее событий, живописец рискнул и первым в СССР стал без помощи других отливать бронзовые статуи, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.
Жора Франгулян работает в жанре станковой и монументальной статуи с разными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если необходимо употребляет воск, стекло, зеркала и даже воду. Особенное место в творчестве Франгуляна занимает графика.
Одной из граней графического творчества художника является сделанная им уникальная техника восковых рисунков, отдаленно напоминающая технику энкаустики. В ней работали античные египтяне, создавая именитые фаюмские портреты. В собственной авторской технике живописец употребляет графит, тушь, акварель и расплавленный воск. Такое сочетание вроде бы воскрешает бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.
В 1990-е Жора Франгулян сделал новый жанр, который условно можно именовать «скульптурным дизайном» — уникальные по собственному образному воплощению многофункциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камешки).
Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в различных городках Рф и бывшего СССР, также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии.
Главные монументальные работы
Надгробие Бориса Ельцина Монумент Булату Окуджаве, Москва Монумент Араму Хачатуряну 1977 г. — «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев», Новокузнецк (бронза) 1986 г. — фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза) 1990 — «Распятие» для собора Святого Франциска, Равенна, Италия (бронза, освящено Ватиканом) 1994 — Аллегоричные фигуры на здании Русской академии, Москва (бронза) 1998 — Монумент Петру I (Антверпен), Бельгия (бронза) 1999 — Монумент Александру Пушкину, Брюссель, Бельгия (бронза) 2002 — Монумент Булату Окуджаве, Москва, Арбат (бронза) 2003 г. — Монумент Императрице Елизавете Петровне, Балтийск (бронза) 2007 г — Монумент Араму Хачатуряну, Москва, Брюсов переулок (бронза) 2007 г. - "Ладья Данте", Венеция (бронза) 2008 г. — Надгробие Бориса Ельцина на Новодевичьем кладбище, Москва (белоснежный мрамор, голубая византийская мозаика, красноватый порфир) 2011 г. — Монумент Борису Ельцину , Екатеринбург (мрамор) 2011 г. — монумент Иосифу Бродскому, Москва (бронза) 2011 г. - Монумент Исааку Бабелю, Одесса, (бронза) 2013 г. — монумент Егору Гайдару, Москва 2014 г. — скульптурная композиция "Белоснежный город", Москва (нержавеющая сталь)Станковое творчество
Одна из главных тем в станковом творчестве художника — тема оголенной натуры. Это одиночные либо парные композиции в большей степени в бронзе, пореже в камне, дереве и керамике, детализированные либо напротив, постоянно экспрессивные по выраженному в их движению.
Главные работы «Скульптор» «Женская фигура» Серия фигурок «Чертики», керамика, 1965 г. «Античный цикл», 1980 г. (Муниципальная Третьяковская галерея) Натюрморты с включением конных статуй, 2001 г. (Собрание создателя)Авторские знаки и преми
Символ музыкального фестиваля «Crescendo» Премия «Выбор» правозащитного движения «Сопротивление» Премия имени раввина Иммануэля Якобовица Конференции Европейских Раввинов (CER) — Тора из литого серебра Поэтическая премия Столичный счёт — бронзовая «Арка» Премия журнальчика Огонёк — «Лучший вратарь года» Серия подарков для членов правительства и глав стран Медаль Данте биеннале маленькой пластики на тему Божественной комедии Данте в Равенне Медаль интернационального конкурса Сергея Михалкова «Сегодня -дети, завтра- народ»
Работы архитектора находятся в Гос Третьяковской галерее, Муниципальном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Муниципальном Российском музее, в музеях Сочи, Томска, Тбилиси, Тамбова, Бердянска, Калининграда, также за рубежом — в Австрии, Венгрии, Болгарии, Италии и др. В личных собраниях Рф, Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии , Чехии, Болгарии, Австралии, Великобритании, Стране восходящего солнца.
Главные выставки
1967 — 1-ое роль в художественной выставке в Москве 1984 — роль в Молодежном соборе в Париже (Франция) 1986 — «Московские скульпторы» В Государственной галерее Болгарии 1990 — «В саду Милесса», Стокгольм (Швеция) 1990 — «50 anos de arte sovietico», Барселона (Испания) 1991 — выставка под эгидой Юнеско в Спаццио-центре, (Флоренция, Италия) 1992 — «Сказка о хлебе и слезах», Любляна (Югославия) 1993 — Индивидуальная выставка «Скульптура Франгуляна» Русская академия художеств, Москва 1993 — Индивидуальная выставка «Rome» Палаццо Альбертони , Рим (Италия) 1994 — «Жизнь. Любовь. Смерть», Бордигера (Италия) 1994 — Индивидуальная выставка в г. Кольмар (Франция). 1994 — «Белая статуя и рисунок». Индивидуальная выставка Галерея «Московская палитра», Москва 1998 — Индивидуальная выставка в галерее Катрин Альтин, Антверпен (Бельгия) 1999 — Индивидуальная выставка на Гран плац, Брюссель (Бельгия) 2001 — «Иисус Христос» Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург 2002 — Индивидуальная выставка в редакции журнальчика Наше наследство, Москва 2002 — Выставка, посвященная А. С. Пушкину, Муниципальный музей А. С. Пушкина, Москва 2006 г. — Индивидуальная выставка «Георгий Франгулян. Место скульптуры» ГМИИ имени А. С. Пушкина, МоскваЗаслуги
1979 г. — Серебряная медаль им. Грекова за Мемориальный комплекс в Новокузнецке 1982 г.- «Гран-при» Интернационального конкурса малой пластики (Ньиредьхаза, Венгрия) 1986 г. — Орден «Знак Почёта» 1987 г. — «Гран-При» Интернационального конкурса статуи (Познань, Польша) 1988 г. — Приз жюри Интернационального конкурса статуи Центра «Дантеско» (Равенна, Италия) 1990 г. — Золотая, серебряная и бронзовая медали центра «Дантеско» (Равенна, Италия) 1996 г. — Серебряная медаль Русской академии художеств 1998 г. — Золотая медаль Русской академии художеств 1999 г. — Диплом Русской академии художеств 1999 г. — Золотая пушкинская медаль Союза живописцев Русской федерации 1999 г. — Медаль муниципалитета г. Антверпен, Бельгия 2004 г. — Заслуженный живописец Русской Федерации 2011 г. — Высший орден Русской Академии художеств- Золотой крест 2011 г. — Народный живописец Русской Федерации
Предмет отдельного энтузиазма представляет собой мастерская художника, расположенная в древнем бревенчатом коттедже неподалеку от Арбата. Когда-то в примыкающем доме работал Илья Репин, а Валентин Серов брал тут уроки рисования. Кроме места мастерской, во дворе размещен литейный цех и галерея скульптурных и красочных произведений. Уникальное, живое место, сделанное художником, несет атмосферу красивого мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над обыденностью.
Во всех произведениях Франгуляна смешивается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, узкая интуиция и высочайшая проф культура, открытое жизнелюбие и склонность к проф анализу. Фраза архитектора — эпиграф к каталогу выставки, проходившей в Академии художеств — определяет творческое кредо художника: «Можно повредить храм, но любая его часть будет нести внутри себя дух созидания».