Франгулян Георгий Вартанович



Когда родился: 29 мая

Где родился: Тбилиси, СССР

Страна: Российская империя

Жанр: скульптор, художник
Cамые известные картины: Памятник Булату Окуджаве, памятник Иосифу Бродскому, Ладья Данте, надгробие Бориса Ельцина и др.
Получил звание:


Биография

Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси (Грузия) в древнем квартале Сололаки. Место рождения, по словам архитектора, почти во всем обусловило его творческий способ и отношение к жизни:

Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, посреди гор. И мое чувство места было воспитано конкретно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что соколы летают понизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, и тогда появляются чувства, определяющие твою жизнь

Бабушка Франгуляна была пианисткой, в доме приветствовалось все, связанное с искусством. Атмосфера музыки и творчества создавала определенную ауру, формируя особенное отношение к жизни и будущий творческий способ архитектора.

В 1956 г. Семья Франгуляна переехала в Москву. Тут будущий архитектор поступил в известную физико-математическую«Вторую школу», известную тем, что кроме массивного математического образования, она давала ученикам широчайший пласт гуманитарных познаний. В то время там преподавали такие мастера российскей педагогики, как Феликс Раскольников и Израиль Сивашинский . Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам нелегальных создателей , в том числе, 1-го из возлюбленных писателей Франгуляна — Исаака Бабеля . Спустя годы, работая над монументом писателю, установленном в Одессе в 2011 году, архитектор признавался, что спектр и суть бабелевского языка почти во всем его сформировали:

Тут нет пустых мест, есть неописуемая плотность образов и необыкновенный российский язык ….пожалуй, Исаак Бабель — быстрее архитектор от литературы

В школе также работал шекспировед и спец по античности Владимир Рогов. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла «Филоктет» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссёру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета . Случаем лицезрев статуэтку, друг семьи, архитектор Миша Смирнов, отдал ей высшую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.

В 1964 году поступил на отделение статуи Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова . В Строгановке Жора Франгулян воспитывался на скрещении 2-ух школ — Жору Мотовилова и Александра Матвеева, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Но поступить с первого раза в училище будущему архитектору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние особые заведения, Франгулян поздно начал заниматься, и не был довольно подготовлен, потому пришлось ещё год интенсивно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как потом отмечал архитектор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый живописец должен быть безупречным рисовальщиком, так как ремесло сформировывает личный почерк, определяющий художника как особенность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью.

Ещё учась в Строгановке, Франгулян стал неизменным участником российских и интернациональных художественных выставок. В протяжении творческого пути архитектор принял роль более чем 100 выставках

В 1983 году сделал 1-ое в СССР авторское литейное создание. В то время в СССР была монополия на цветные металлы, отлить статую из бронзы было может быть лишь на муниципальных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Но в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии, Франгулян попал под притягательность процесса и во дворе собственной мастерской выстроил свой литейный цех. Желание творить было посильнее событий, живописец рискнул и первым в СССР стал без помощи других отливать бронзовые статуи, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.

Жора Франгулян работает в жанре станковой и монументальной статуи с разными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если необходимо употребляет воск, стекло, зеркала и даже воду. Особенное место в творчестве Франгуляна занимает графика.

Одной из граней графического творчества художника является сделанная им уникальная техника восковых рисунков, отдаленно напоминающая технику энкаустики. В ней работали античные египтяне, создавая именитые фаюмские портреты. В собственной авторской технике живописец употребляет графит, тушь, акварель и расплавленный воск. Такое сочетание вроде бы воскрешает бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.

В 1990-е Жора Франгулян сделал новый жанр, который условно можно именовать «скульптурным дизайном» — уникальные по собственному образному воплощению многофункциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камешки).

Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в различных городках Рф и бывшего СССР, также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии.

Главные монументальные работы

Надгробие Бориса Ельцина Монумент Булату Окуджаве, Москва Монумент Араму Хачатуряну 1977 г. — «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев», Новокузнецк (бронза) 1986 г. — фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза) 1990 — «Распятие» для собора Святого Франциска, Равенна, Италия (бронза, освящено Ватиканом) 1994 — Аллегоричные фигуры на здании Русской академии, Москва (бронза) 1998 — Монумент Петру I (Антверпен), Бельгия (бронза) 1999 — Монумент Александру Пушкину, Брюссель, Бельгия (бронза) 2002 — Монумент Булату Окуджаве, Москва, Арбат (бронза) 2003 г. — Монумент Императрице Елизавете Петровне, Балтийск (бронза) 2007 г — Монумент Араму Хачатуряну, Москва, Брюсов переулок (бронза) 2007 г. - "Ладья Данте", Венеция (бронза) 2008 г. — Надгробие Бориса Ельцина на Новодевичьем кладбище, Москва (белоснежный мрамор, голубая византийская мозаика, красноватый порфир) 2011 г. — Монумент Борису Ельцину , Екатеринбург (мрамор) 2011 г. — монумент Иосифу Бродскому, Москва (бронза) 2011 г. - Монумент Исааку Бабелю, Одесса, (бронза) 2013 г. — монумент Егору Гайдару, Москва 2014 г. — скульптурная композиция "Белоснежный город", Москва (нержавеющая сталь)

Станковое творчество

Одна из главных тем в станковом творчестве художника — тема оголенной натуры. Это одиночные либо парные композиции в большей степени в бронзе, пореже в камне, дереве и керамике, детализированные либо напротив, постоянно экспрессивные по выраженному в их движению.

Главные работы «Скульптор» «Женская фигура» Серия фигурок «Чертики», керамика, 1965 г. «Античный цикл», 1980 г. (Муниципальная Третьяковская галерея) Натюрморты с включением конных статуй, 2001 г. (Собрание создателя)

Авторские знаки и преми

Символ музыкального фестиваля «Crescendo» Премия «Выбор» правозащитного движения «Сопротивление» Премия имени раввина Иммануэля Якобовица Конференции Европейских Раввинов (CER) — Тора из литого серебра Поэтическая премия Столичный счёт — бронзовая «Арка» Премия журнальчика Огонёк — «Лучший вратарь года» Серия подарков для членов правительства и глав стран Медаль Данте биеннале маленькой пластики на тему Божественной комедии Данте в Равенне Медаль интернационального конкурса Сергея Михалкова «Сегодня -дети, завтра- народ»

Работы архитектора находятся в Гос Третьяковской галерее, Муниципальном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Муниципальном Российском музее, в музеях Сочи, Томска, Тбилиси, Тамбова, Бердянска, Калининграда, также за рубежом — в Австрии, Венгрии, Болгарии, Италии и др. В личных собраниях Рф, Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии , Чехии, Болгарии, Австралии, Великобритании, Стране восходящего солнца.

Главные выставки

1967 — 1-ое роль в художественной выставке в Москве 1984 — роль в Молодежном соборе в Париже (Франция) 1986 — «Московские скульпторы» В Государственной галерее Болгарии 1990 — «В саду Милесса», Стокгольм (Швеция) 1990 — «50 anos de arte sovietico», Барселона (Испания) 1991 — выставка под эгидой Юнеско в Спаццио-центре, (Флоренция, Италия) 1992 — «Сказка о хлебе и слезах», Любляна (Югославия) 1993 — Индивидуальная выставка «Скульптура Франгуляна» Русская академия художеств, Москва 1993 — Индивидуальная выставка «Rome» Палаццо Альбертони , Рим (Италия) 1994 — «Жизнь. Любовь. Смерть», Бордигера (Италия) 1994 — Индивидуальная выставка в г. Кольмар (Франция). 1994 — «Белая статуя и рисунок». Индивидуальная выставка Галерея «Московская палитра», Москва 1998 — Индивидуальная выставка в галерее Катрин Альтин, Антверпен (Бельгия) 1999 — Индивидуальная выставка на Гран плац, Брюссель (Бельгия) 2001 — «Иисус Христос» Муниципальный Российский музей, Санкт-Петербург 2002 — Индивидуальная выставка в редакции журнальчика Наше наследство, Москва 2002 — Выставка, посвященная А. С. Пушкину, Муниципальный музей А. С. Пушкина, Москва 2006 г. — Индивидуальная выставка «Георгий Франгулян. Место скульптуры» ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

Заслуги

1979 г. — Серебряная медаль им. Грекова за Мемориальный комплекс в Новокузнецке 1982 г.- «Гран-при» Интернационального конкурса малой пластики (Ньиредьхаза, Венгрия) 1986 г. — Орден «Знак Почёта» 1987 г. — «Гран-При» Интернационального конкурса статуи (Познань, Польша) 1988 г. — Приз жюри Интернационального конкурса статуи Центра «Дантеско» (Равенна, Италия) 1990 г. — Золотая, серебряная и бронзовая медали центра «Дантеско» (Равенна, Италия) 1996 г. — Серебряная медаль Русской академии художеств 1998 г. — Золотая медаль Русской академии художеств 1999 г. — Диплом Русской академии художеств 1999 г. — Золотая пушкинская медаль Союза живописцев Русской федерации 1999 г. — Медаль муниципалитета г. Антверпен, Бельгия 2004 г. — Заслуженный живописец Русской Федерации 2011 г. — Высший орден Русской Академии художеств- Золотой крест 2011 г. — Народный живописец Русской Федерации

Предмет отдельного энтузиазма представляет собой мастерская художника, расположенная в древнем бревенчатом коттедже неподалеку от Арбата. Когда-то в примыкающем доме работал Илья Репин, а Валентин Серов брал тут уроки рисования. Кроме места мастерской, во дворе размещен литейный цех и галерея скульптурных и красочных произведений. Уникальное, живое место, сделанное художником, несет атмосферу красивого мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над обыденностью.

Во всех произведениях Франгуляна смешивается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, узкая интуиция и высочайшая проф культура, открытое жизнелюбие и склонность к проф анализу. Фраза архитектора — эпиграф к каталогу выставки, проходившей в Академии художеств — определяет творческое кредо художника: «Можно повредить храм, но любая его часть будет нести внутри себя дух созидания».

Ладья Данте (Dante’s Barge).jpg Памятник Исааку Бабелю (Одесса).JPG Ладья Данте.JPG Памятник Александру Пушкину.jpg Премия Серия Женская фигура.jpg Премия.jpg

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный