Аржанов Михаил Николаевич



При рождении был назван (первое имя): Михаил Николаевич Аржанов
Когда родился: 3 марта

Где родился: д. Синельниково

Когда умер: 30 ноября

Где умер: Саратов

Гражданство: СССР

Где учился: Саратовское художественное училище


Биография

Миша Николаевич Аржанов родился в деревне Синельниково Аткарского уезда Саратовской губернии.

В 1941—1947 годах обучался в Саратовском художественном училище (преподаватели И. Н. Щеглов, Е. К. Щаблиовский, Б. В. Миловидов), окончил (под управлением В. В. Кисимова) театрально-декорационное отделение.

1948—1954 гг. — обучался в Столичном полиграфическом институте. Огромное значение для творчества Аржанова имело состоявшееся в 1950 году знакомство с художником Н. М. Гущиным (1888—1965).

Работал в Саратовском Муниципальном художественном музее имени А. Н. Радищева: 10 лет реставратором, управлял реставрационным отделом.

Прижизненных индивидуальных выставок не было. 1-ая — посмертно, в январе 1984 года (Радищевский музей).

Формирование головного направления художнических поисков, духовных и философских убеждений пришлось на середину 1950-х — 1960-х годов. Сразу рождается и противоборство власти, принужденный длинный андеграунд — режим препятствовал новым веяниям в искусстве и подавлял всё, что выходило за рамки соцреализма. В 1960-е годы он стал фаворитом посреди тех саратовских живописцев, которые не вожделели иметь ничего общего с «партийным» искусством.

Творческое наследство Миши Николаевича Аржанова существенно: выше трехсот красочных произведений и поболее тыщи акварелей, пастелей, рисунков, исполненных в самой разной технике. Самые ранешние из сохранившихся работ — волжские пейзажи конца 1940-х годов. Лиричные, тонко разработанные в голубовато-серой цветовой политре, они молвят о красочном восприятии мира, которое сродни видению живописцев так именуемой «саратовской школы» — В. Э. Борисова-Мусатова, П. С. Уткина. Внимательное исследование натуры приводит художника к пленерным поискам, к импрессионистическому видению.

Сразу с конкретно-чувственным видением природы, раскрывшимся в ранешних этюдах, встречаются пробы первых обобщений. В решении такового мотива, к примеру, как «Пейзаж с горой», приметно внимание к композиционности, построенности этюда, а несколько вариантов картины «Поселок на первой Дачной» (1958—1962) молвят об упрямом стремлении к созданию синтетического вида.

Поиски новых средств выразительности велись, обычно, в нескольких направлениях сразу, и разнородные стилистические признаки сосуществовали в границах каждого творческого шага.

Направление и нрав творчества Аржанова середины и конца 1950-х годов почти во всем обусловила близость с Н. М. Гущиным. Романтичная образность гущинской живописи, музыкальность, артистизм, неповторимая выразительность фактуры, любовь к сильному, светящемуся изнутри цвету — все восхищало юного художника и, непременно, было воспринято им. «Гущинский» период у Аржанова узнается сходу. В краске появилось много лака, фактура стала сложной, пастозной, в выборе мотива стал приметен энтузиазм к необыкновенным явлениям — отблеску заката на воде, освещенным луной деревьям, загадочному сумраку леса.

1960-е годы — время переоценки и мучительного «поиска себя». Склонность к самоанализу, критичная способность следить собственный проф рост обусловили целенаправленность развития. Аржанов изучает систему пространственных построений Сезанна, выразительные способности цвета, разработанные фовистами, кубистические конструкции Брака и Пикассо. Дерен, Клее, Руо — художественные концепции этих мастеров осваивает не робко-подражательно, а творчески, переплавляя в системе собственного видения. «Воспринять и отринуть, и делать свое», — так осознавал он свою задачку и, руководимый художнической интуицией, отстранялся, освобождаясь от их воздействия в поиске собственного образного языка.

С 1962 года М. Н. Аржанов начинает работать над портретом. Аржановские портреты можно рассматривать циклами, в каких полнота вида складывается из огромного количества и контраста состояний. Энергичное движение кисти, контрасты сильного, в полный глас звучащего цвета делают чувство мужественности и силы. Некие портреты, в особенности дамские, выходят за рамки жанра, перестают быть чертами определенных людей, невзирая на очевидное сходство, сохраненное художником. Обобщенность, сила концентрации в их таковы, что портретные образы получают черты знаков («Ева», 1967; «Аквариум», конец 1960-х; незавершенный цикл «Времена года» и др.).

Более много дар художника и своеобразие его личности смог выразить пейзаж. Пейзажи М. Н. Аржанова заполнены движением. «Я пишу не природу, а свои чувства», — гласил живописец. Ему было характерно внимание к малой частичке жизни и вкупе с тем чувство большенных пространств, массивных сил природы.

С середины 1960-х годов наращивается драматическая нотка в творчестве М. Н. Аржанова. Поиски экспрессивной выразительности ведут к усилению роли цвета и света. Живописец то употребляет спектрально-чистые цвета, добиваясь силы и пронзительности звучания, то смешивает их, заставляя пламенеть, как будто вплавляя свет в живопись. Методы наложения красок, меняющийся нрав мазка делают необыкновенное достояние и обилие красочной поверхности. В поисках новых выразительных способностей соединял в одной работе темперу и масло, оставлял отчасти не записанным грунт, включая его цвет и фактуру в образное решение.

С первой же областной выставки, в какой Аржанов принял роль (и для него — единственной — 1958 г.), СГХМ имени А. Н. Радищева приобретается его «Зимний пейзаж» («Зимка») к.,м. 1957 г. Это было признание таланта и зрелости художника. Дальше же, в протяжении всей жизни — полный запрет на роль в выставках. Независящий нрав, «несоветское» поведение, общение с «антисоветскими» живописцами: Н. Гущиным, Н. Кишиловым, Б. Свешниковым, знакомство с группой Билютина и создателями «Лианозовской школы» — Е. и Л. Кропивницкими, ну и сами произведения М. Аржанова, свободные, неангажированные, говорящие о нескончаемом, а не о «успехах социалистического строя», не могли содействовать интеграции живописца в официально общепризнанные формы существования искусства. В местной прессе 1960-х годов (газета «Коммунист» Саратовского обкома КПСС) в протяжении пары лет разоблачались «формальные опыты М. Аржанова», травля происходила при полной невозможности для публики ознакомиться с работами художника (подробнее см.: В. Лопатин «Цвет — звук; свет, тьма» — «Волга». 2008. 1 (414).). 1-ая индивидуальная выставка свершилась в 1984 году, спустя три года после погибели художника. Следом открылся ряд выставок живописцев, дотоле считавшихся антисоветскими: Н. Гущина, В. Юстицкого, В. Лопатина, В. Чудина. После 1991 года произведения М. Н. Аржанова показывались СГХМ им. А. Н. Радищева в 1991 (выставка «Формула цвета», живописцы круга Н. Гущина), 1995, 1998 годах, в 2008 году работы М. Аржанова показывались в помещении Поволжского Германского Банка, в 2009 в Доме-музее П. В. Кузнецова.

Библиография

Пятницына И. Н. Миша Николаевич Аржанов 1924—1981. Каталог выставки. Саратов 1987. Н.Свищева. «Драться за любовь». — газета «Саратовские вести», 27 февраля 1999 г. Свищева Н. «Противостояние» (газета «Богатей!», февраль 2000 г., № 3). Формула цвета. Каталог выставки. — Саратов, 1992 Богадельщикова М. А. «…Все-же у меня живопись реальная…». Документальное повествование о художнике Мише Николаевиче Аржанове. — журнальчик «Волга — XXI век», 2007, № 7-8). Лопатин В. «Цвет — звук; свет, тьма» Волга 1(414) 2008 г.

См. также

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный