Анненков Юрий Павлович



Когда родился: 11 23 июля

Где родился: Петропавловск

Когда умер: 12 июля

Где умер: Париж

Страна: Российская империя Россия

Жанр: русский живописец и график, художник театра и кино



Биография

Отпрыск народовольца П. С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург.

1905—1906 — отрисовывал политические карикатуры для гимназического журнальчика (выходящего незаконного), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в личную гимназию С. А. Столбцова.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фото Карла Буллы. 1914 год

1907 — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).

1908 — поступил на юридический факультет Петербургского института и сразу вкупе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.

1909 — году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позднее, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.

1911—1912 — брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало приметным воздействие новомодных по тем временам кубизма и футуризма.

1912 — лето провёл на море, в Бретани, где много отрисовывал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из их была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).

1913 — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в каких обусловились черты, присущие его зрелому творчеству, после этого возвратился в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В предстоящем работал в театрах Петрограда и Москвы.

В 1916—1924 годах много и профессионально занимался портретом, показал себя как иллюстратор книжек и журналов, в 1918 году вполне оформил в кубистическом стиле 1-ое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.

1917? — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).

1924 — для роли в XIV Интернациональной художественной выставке выехал в Венецию, после этого поселился в Париже совместно с супругой Е. Гальпери, танцовщицей и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1925 году принял роль в Интернациональной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.

1925? — член и учредитель Общества художников-станковистов.

После 1934 серьёзно увлёкся синематографом, оформил декорации и костюмчики более чем к 50 кинофильмам. В 1955 номинант на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмчики к кинофильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).

1945—1955 — президент «Синдиката техников французской кинематографии».

1969—1970 — оформлял книжки А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.

Всё время занимался и графикой, и станковой живописью. Во французских журнальчиках нередко воспроизводились его пейзажи парижских предместий, дамские портреты, интерьеры в соответствующей декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Произведения

Портрет супруги художника танцовщицы Е.Б.Анненковой (Гальпериной), 1917 Портреты

Сделал необъятную галерею красочных и графических портретов многих деятелей российской культуры:

Ахматовой А. А., Бенуа А. Н. , Горьковатого А. М., Гржебина З. И., Евреинова Н. Н., Замятина Е. И., Зиновьева Г. Е., Кузмина М. А., Луначарского А. В., Пастернака Б. Л., Ремизова А. М., Сологуба Ф. К., Склянского Э. М., Троцкого Л. Д., Ходасевича В. Ф.

В 1924 году на всесоюзном конкурсе стал лауреатом первой премии за портрет Ленина.

Иллюстрации и графика

1919 — иллюстрировал сборник собственных стихов. В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книжкам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона, работал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923—1924), в 1923 году к проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книжка выдержала более 30 переизданий). Оформил приказ Реввоенсовета от 5 ноября 1923 года по случаю 5-летия Красноватой Армии и почти все другое.

Пожалуй, самая популярная его работа в этом жанре — иллюстрации к поэме Александра Блока «Двенадцать» (1918).

Галерея Портрет Анненкова П. С. (1908? пастель, Третьяковская галерея Вечер (1913?) Пейзаж (1913?) Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать». (перо, 1918) Портрет Гржебина З. И. (1919), Театральные работы

1914—1919 — сотрудничество с Театром им. В. Ф. Комиссаржевской. Оформил 5 спектаклей: «Гимн Рождеству» (инсценировка одноименного святочного рассказа Ч. Диккенса, 1914), «Скверный анекдот» (по рассказу Ф. Достоевского, 1914), «Ночные пляски» Ф. Сологуба (1915), «Лулу» Ф. Ведекинда (1918) и «Красные капли» С. Обстфельдера (1919).

1920 — с М. В. Добужинским и В. А. Щуко оформил мистерию «Гимн освобождённому труду», на стихи Иосифа Гришашвили, на площади перед фондовой Биржей в Петрограде.

1921 — поставил и оформил общее театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади.

1921—1924 — исполнил декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н. Евреинова, «Бунт машин» A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссёр.

Литературная деятельность

В 1919—1921 годах опубликовал ряд широких критичных статей о театре в газете «Жизнь искусства», издал книжку «Портреты» (Петроград, 1922).

Книжки Анненков Юрий. Семнадцать портретов. Предисл. А. В. Луначарского. Л., Гос. изд., 1926. 4 с. + 17 отд. листов. 2 000 экз. Анненков Ю. П. Ежедневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. — New York: Inter-Language Literary Associates / Международное Литературное содружество, 1966. Анненков Ю. П. Ежедневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. — Л.: Искусство, 1991. Т. 1. ISBN 5-210-02156-4. Анненков Ю. П. Ежедневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. — Л.: Искусство, 1991. Т. 2. ISBN 5-210-02157-2. Анненков Ю. Ежедневник моих встреч. — М.: Захаров, 2001. — 512 с. — ISBN 5-8159-0121-0. Анненков Ю. П. Ежедневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — 732 с. ISBN 5-9697-0115-7. «Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю. Анненков. Театр до конца /Републ., вст. текст и примеч. Е. И. Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории российского театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С.23-51.

Будучи за рубежом, опубликовал несколько книжек мемуаров («Дневник моих встреч. Цикл трагедий»; New-york, 1966; Ленинград, 1991; Москва, 2001). Писал также статьи о театре и искусстве в «Русской мысли» и «Современных записках» (под псевдонимом Б. Темирязев). Под псевдонимом Б. Темирязев издал в Берлине в 1934 роман «Повесть о пустяках».

Выставки

1922 «Мир искусства» (показал серию «Портреты») 1925 Интернациональная выставка художественно-декоративного искусства (Париж) 1927 «Искусство книги» (Лейпциг) 1927 «Мир искусства» (Париж) 1927 индивидуальная в галерее Биллер (Париж) 1928 индивидуальная в галерее Катр Шмэн (Париж) 1928 «Современное французское искусство» (Москве) 1929 индивидуальная в галерее Бинг (Париж) 1932 «Современное российское искусство» (Филадельфия) 1934 индивидуальная в галерее Бешер (Париж) 1934 индивидуальная в галерее Криллон (Париж) и др.

Адреса в Петрограде — Ленинграде

1918—1924 годы — Захарьевская улица, 5.

Адрес выставочного зала "Пересветов переулок"

Режим работы выставочного зала:

ЕЖЕДНЕВНО с 10 до 21

вход бесплатный